8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Диагностические методики

  1. Цветометодика – один из самых популярных среди вожатых и нравящихся детям методов педагогической диагностики. Позволяет проанализировать состояние эмоционально-психологического климата в отряде в целом и определить конкретного ребенка у которого он нарушен. Наиболее распространенной формой является:

- экран настроения – красочно, ярко (в соответствии с тематикой смены или отряда) оформленный лист ватмана (бумаги и проч.) на котором написаны имена детей и напротив каждого имени расположены графы, соответствующие календарным дням смены. По окончании каждого дня каждый ребенок в отряде рисует (наклеивает и проч.) геометрическую фигуру, смайл и проч. Того цвета, которому соответствует его настроение в прошедшем дне (например, красный – все хорошо, желтый – нормально, зеленый – грустно, аналогично веселый, равнодушный и грустный смайлы). Если вожатый хочет делать подобные промежуточные исследования, то можно разделить день на три периода (например, утром – перед/после завтрака, днем – после тихого часа, вечером – перед отбоем) и предлагать детям в каждом делать отметки.

Таким образом, вожатый всегда будет понимать общую картину настроения в отряде и сможет уделить внимание ребенку, который грустит.

- «Цветопись» (по А.Н. Лутошкину)

Инструкция: «Вы видите «Цветик - семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

желтый - очень хорошо
красный - радостно
оранжевый - спокойно, хорошо.
зеленый - тепло
синий - нормально
фиолетовый - скверно, скучно
черный - плохо

  1. Анкетирование – анкета (опросник) один из самых распространенных и «демократичных» методов диагностики. Вопросы составляются (для детей - не утомительные в количестве не более 10-12) исходя из того, о чем именно хочет получить представление исследователь. Как показывает опыт, анкетный опрос лучше проводить не более трех раз в смену. В начале смены - при изучении направленности интересов, мотивов действий, уровне ожиданий. Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и т.д.

В середине смены - при анализе промежуточных результатов, изучения динамики развития межличностных отношений, отбора педагогических средств для коррекции норм отношений и поведения детей.

В конце смены - при изучении степени удовлетворенности детей пребыванием в отряде, лагере.

Иногда имеет смысл промежуточную анкету заменить другими формами диагностики, например, неоконченное предложение, ранжирование, фантастический выбор и т.д.

Пример анкеты:

Дорогой друг!  Прошли первые дни смены.  Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

  1. Что ты ожидаешь от пребывания в ДОЛ?

Выбери важные для тебя варианты ответов (несколько):

1) хорошо отдохнуть;
2) найти новых друзей;
3) узнать новые песни, игры, конкурсы;
4) принять участие в курсе «Азбука искусства»;
5) принять участие в спортивных соревнованиях;
6) принять участие в работе органов детского самоуправления;
7) принять участие в экскурсиях;
8) принять участие в подготовке итогового Мюзикла;
(свой вариант ответа) _______________________

 

2.  Какую роль ты хотел бы занимать в студии (в лагере)? (выбери один ответ)

1)      организатора;
2)      участника;
3)      наблюдателя.

  1. Есть ли у тебя опыт работы в театральной студии, театре, кино, на концертах (танцы, песни, музыка), на выставках (рисунок, прикладное творчество и т.д.)?  (выбери один ответ)

1)      да;
2)      нет;
3)      если да, то где и  когда? В какой роли?_______________________________

4. Что бы хотел (а) узнать нового в нашей смене, чему хотел бы научиться? (выбери один ответ)

1)      основам актёрской работы;
2)      искусству сценической речи;
3)      работать в команде;
4)      реализовать свои творческие способности;
(свой вариант ответа)_________________________________________

 

5.  Кем бы я хотел быть в нашем Мюзикле? (выбери один ответ)

1)      Актером;
2)      Участником (участие в танце, музыкальном номере и т.д.)
3)      Зрителем;
4)      Костюмер / декоратор;
5)      Свой вариант ответа)__________________________________________

6. Какое утверждение характеризует твою студию? ... (выбери один ответ)

1)    все хорошо;
2)    хорошего больше, чем плохого;
3)    и хорошо и плохо;
4)    плохого больше, чем хорошего;
5)    все плохо.

Твои: Имя_____________          Возраст_______             Отряд_____________

В завершении смены вожатому, детям, руководству очень важно оценить свою работу и достижения. Итоговая анкета поможет понять всем, на что следует обратить внимание, организуя следующие программы, определить все плюсы и минусы деятельности педагогического коллектива. Чтобы ребенок не напрягался, анкета не должна быть большой. В нее необходимо включить максимально простые вопросы.

ПРИМЕР АНКЕТЫ:                     

 Дорогой друг!

Наша смена подходит к завершению. И мы вновь предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

  1. Что тебе удалось в ДОЛ?

Выбери важные для тебя варианты ответов (несколько):

1) хорошо отдохнуть;
2) найти новых друзей;
3) узнать новые песни, игры, конкурсы;
4) принять участие в мероприятиях: ________________________________;
5) принять участие в спортивных соревнованиях;
6) принять участие в работе органов детского самоуправления;
7) принять участие в экскурсиях;
 (свой вариант ответа) _______________________

 

2.  Какую роль ты занимал в отряде (в лагере)? (выбери один ответ)

1. организатора;
2. участника;
3. наблюдателя.

3. Что нового ты узнал из нашей смены, чему научился? (выбери один ответ)

  1. основам актёрской работы;
  2. искусству сценической речи;
  3. работать в команде;
  4. реализовать свои творческие способности;
  5. (свой вариант ответа) ____________________________________________________

 

4.  Кем ты был в Мюзикле? (выбери один ответ)

1. актер;
2. участник (участие в танце, музыкальном номере и т.д.)
3. зритель;
4. костюмер / декоратор;
5. (свой вариант ответа) ___________________________________________

5. Какое утверждение характеризует твою студию? ... (выбери один ответ)

1. все хорошо;
2. хорошего больше, чем плохого;
3. и хорошо и плохо;
4. плохого больше, чем хорошего;
5. все плохо.

6. Какие дела в смене тебе понравилось больше всего?

7. Какую оценку ты бы поставил смене?

1) 1;        2) 2;        3) 3;        4) 4;        5) 5;        6) 0.

Твои: Имя__________________           Возраст________                  Отряд___________

  1. Игры (наблюдение) – метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие изучаемых педагогических явлений, процессов, наблюдение применяется при многопрофильной оценке личности в ходе участия ребенка в разнообразной деятельности.

Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

Особо следует отметить игровую деятельность, в которых дети, как правило, ведут себя более расковано. Играми нельзя заставить заниматься, ими можно только увлечь. В играх быстро «раскрываются» лидеры, которые быстро захватывают главные роли, либо дети выбирают их на эти роли. Наблюдая за развитием игры можно увидеть актив и пассив, инициативных и робких, агрессивных и послушных. Подвижные игры - прекрасные тесты на координацию движений, проявление ловкости, силы. Интеллектуальные игры позволяют установить уровень эрудиции. В ходе выполнения творческих заданий соответственно можно оценить творческие возможности, как отдельных детей, так и творческий потенциал коллектива в целом. Наблюдая взаимодействие детей друг с другом, можно дать определенную характеристику межличностным отношениям в отряде.

  1. Беседа – диалог педагога с ребенком или несколькими детьми по ранее разработанной программе. Особо следует отметить необходимость проведения индивидуальной беседы с каждым ребенком в первый день смены. Предмет разговора вполне понятный для ребенка - личное знакомство вожатого с ребенком. Необходимо узнать и записать сведения о самом ребенке, о его семье, мире увлечений. Формальная необходимость заполнения педагогического дневника сведениями о детях вашего отряда становится разумным поводом для первого доверительного разговора вожатого с каждым ребенком. С другой стороны, это психологически важный момент, когда ребенок, только приехав из дома, в котором он, чаще всего, единственный ребенок в семье, попадая в новый коллектив, ощущает дискомфорт, оттого что растворился и ему кажется, что никто его не замечает. Возможно, найдётся такой «предприимчивый» вожатый, который облегчит себе задачу сбора информации с помощью опросного листа, другой перепишет часть сведений из медицинской карточки. Не следует так поступать. Вы, уважаемые коллеги, упустите возможность проявления персонального внимания к ребенку, которая является первым шагом к установлению доверительных отношений. И даже если ребенок в своем рассказе что-то нафантазирует, следует к этому относиться аналитически. Зачем это ему нужно? С другой стороны, не стоит особо тревожиться оттого, что ребенок нарисовал себя значительно лучше, чем он есть. Давайте ему поверим, скорее всего, он хочет быть лучше. Будет - разумно, если вы сделаете пометки (для себя и своих коллег-напарников) о детях, своих наблюдениях, сделанных в ходе беседы. Сам же ход беседы даёт много информации о ребёнке: Как реагирует на вопросы? Раскован? Замкнут? Явно «фантазирует»? Легко вступает в контакт со взрослым? Приходится расшевелить? Грубит? Хочет казаться лучше? Развита речь? С трудом подбирает слова и т.д.

В дальнейшем поводами для бесед могут быть различные ситуации. Главное, очень важно по возможности чаще уделять каждому ребенку персональное внимание или, образно говоря, «держать руку на пульсе».

  1. Социометрия – социометрические методы имеют большое распространение среди методов педагогических исследований.

Социометрия (социометрический тест) предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами отряда. Она дает наглядное представление о психологической структуре отряда, о месте каждого ребенка в этой структуре, помогает получить весьма объективную информацию о взаимоотношениях в отряде. Вот почему социометрические срезы являются наиболее популярными среди педагогов, а во многих лагерях являются обязательными во всех отрядах и проводятся три раза за смену (в начале, середине и конце смены).

Методический прием, положенный в основу социометрии, весьма прост. Всем членам отряда задается один и тот же вопрос: «Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел ...». В начале смены: «Назови трех ребят своего отряда, которые могли бы стать твоими хорошими друзьями». В середине смены: «Скоро состоится одно интересное дело, в котором вы будете участвовать группами. Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел участвовать в этом деле». В конце смены: «Если бы тебе посчастливилось ещё раз приехать в лагерь, назови трех ребят, с кем ты вновь хотел бы быть в одном отряде». Обработка данных проводится с помощью социоматрицы - таблицы, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени» (из четырех кругов друг в друге), разделенной диаметром на две половинки. Слева символические изображения мальчиков в виде треугольников с порядковым номеров, справа - изображения девочек - кружок с порядковым номером. Затем надо соединить стрелками символические изображения, обозначающие:

- односторонние выборы;

- взаимные выборы.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:

внутренний круг - это так называемая зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (более 6 выборов);

второй круг- зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя (3-5 выборов);

третий круг- зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего (1-2 выбора);

четвертый круг - зона изолированных (аутсайдеров), это те, которые не получили ни одного выбора.

Расчет социометрических индексов.

Для того, чтобы охарактеризовать межличностные отношения в отряде, необходимо иметь данные не только о количестве выборов, но и показатели, характеризирующие структуру отношений в отряде. Индекс изолированности - чем более приближен к нулю, тем лучше. ИИ = (количество изолированных детей / общее количество детей) х 100%

Коэффициент взаимных выборов (чем выше, тем лучше) характеризует уровень сплоченности коллектива, которая рассматривается как стремление членов коллектива к взаимному сотрудничеству.

КВ = (количество взаимных выборов / общее количество выборов (количество детей х 3)) х 100%

Уровень благополучия взаимоотношений. Чем выше этот показатель уровня единицы (1,0) - тем лучше. Ниже единицы - тревожный симптом. УБВ = количество детей, попавших в 1-й и во 2-й круг / количество детей, попавших в 3-й и в 4-й круг

Методика социометрии позволяет:

Сделать моментальный срез о межличностных отношениях в отряде, измерить степень сплоченности - разобщенности, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования и повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Выявить соотносительный авторитет отдельных детей по признакам симпатии - антипатии (лидеры, аутсайдеры), которые сами члены группы не всегда осознают. Ведь оттого, как складываются отношения отдельного ребенка с отрядом, во многом зависят его эмоциональное благополучие, дальнейшее развитие, социальная адаптация и интеграция в жизнь коллектива в целом, последующая перспектива. Отряд способен приумножить индивидуальный потенциал каждого отдельного своего члена, но он же способен выступать негативным фактором его жизнедеятельности, сдерживать его активность, блокировать проявление лучших качеств, порождать новые комплексы и проблемы.

Обнаружить внутригрупповые сплоченные образования (замкнутые многоугольники взаимных выборов) во главе с неформальными лидерами - группировки в отряде. Действия их могут мешать достижению целей совместной деятельности, замыкая активность членов группировки. Группировки иногда могут начать враждовать между собой, стремиться к однозначному доминированию мнения группировки в отряде или отгораживаться от решения совместных проблем. В таких случаях формально назначенный лидер отряда, не подкрепленный реальным авторитетом, оказывается беспомощным.

Скорректировать педагогические действия по отношению к «аутсайдерам», путем поиска причин «отвержения» помочь им быть «нужными» в отряде. Сиюминутный социометрический срез, констатирующий факт «изолирования», иногда может быть случайным. А если нет, тогда это тревожный симптом. Значит ребенку одиноко и плохо в вашем отряде – он никому не нужен. Вот почему иногда вызывает сомнение поспешное категорическое утверждение некоторых педагогов о том, что отряд достиг уровня гуманистических отношений, в то время как социометрические исследования показывают то, что в отряде имеется хотя бы один ребенок, у которого нет ни одного выбора.

Педагогически грамотно использовать лидерство отдельных ребят. Ведь часто для организационных целей очень важно выявить тех ребят, которые в наибольшей степени влияют на социальные отношения. Безусловно, хорошим показателем межличностных отношений в отряде является, когда официальная структура совпадает с неофициальной. Но бывает так, что «социометрической звездой» может быть и негативный лидер, влияние которого направлено на дезорганизацию отрядной деятельности, нередко путем постоянного противопоставления своего мнения мнению вожатого, критического отношения ко всему происходящему, в том числе и к нормам и требованиям пребывания детей в лагере. В подобной ситуации другие же дети, не способные разобраться в подобных «психологических тонкостях», воспринимают их поведение как эталонное, неумело пытаются следовать ему. Если вожатый, в свою очередь, не сможет выяснить истинные причины происходящего, попытается вступить в борьбу с негативным лидером, то он рискует испортить отношения с отрядом в целом. Педагоги должны стремиться опираться на систему предпочтений и не действовать вопреки ей. Так, если негативизм лидера основан на его потребности в самоутверждении, то целесообразно предоставить ему возможность утвердиться в общественно значимых ценностных действиях, передав ему часть организационных функций, подключая к анализу происходящих действий и ситуаций в отряде.

  1. Сбор-анализ дня – основан на методе беседы, но имеет интерактивные включения. Суть данного метода заключается в том, что вожатый совместно с детьми (со всем отрядом) обсуждает прошедший день, выявляя в нем «плюсы» и «минусы». Реализуется в следующих формах:

- «Вечерний сбор отряда». Проводится перед отбоем, не требует много времени для подготовки. Необходимо встать/сесть в отрядный круг и передавая от одного человека к другому какой-либо предмет (символ отряда) рассказать в нескольких коротких фразах о прошедшем дне.

- «Вечерний огонек». Отличительной чертой данного метода является создание наиболее доверительной атмосферы: необходимо оборудовать и оформить игровое пространство: ткани, горящая свеча, спокойная музыка. Передавая по кругу свечу ребята обсуждают прошедший день, говорят, что понравилось, а что нет. Делятся своими успехами, благодарят друг друга и вожатых и проч.

- методика «Черный и белый камень». Заранее заготавливаются черные и белые фигурки КВАДРАТИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУЖОЧКИ и т.д. Участникам ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМО оценить весь прожитый в лагере день и положить черный и белый камушек в кармашек/на часу весов, объясняя свой выбор. Данная диагностика ПОМОГАЕТ определить эмоциональный настрой всего отряда в целом;

- Методика «5 пальцев». Дети анализируют события, произошедшие с ними за день, пользуясь пальцами своей руки:

мизинец - МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел?
безымянный - близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели?
средний - состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело?
указательный - УСЛУГА: Чем я мог порадовать других?
большой - бодрость тела: физическое состояние тела.

Дневник отряда – вожатому важно ежедневно отслеживать динамику психологического состояния каждого ребёнка. С этой целью можно предложить детям такую форму педагогической диагностики, как дневник (письменная диагностика), когда ребёнок/дети делится с ним своими личными впечатлениями и эмоциями. Вожатый может завести дневник отряда, где все ребята по очереди будут описывать свой день, свои ощущения, страхи, переживания и проч. Также можно завести такой дневник для каждого ребенка – в этом случае вожатый получит более правдивую информацию, так как ребенок будет записывать свои истинные мысли.

Методика рассчитана на получение первой, самой естественной реакции. Во время ее проведения происходит максимальная эмоциональная включенность в работу.
Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса. Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется вожатым.

Например:

Больше всего мне не нравится в лагере...
По сравнению с другими наш отряд...
Если было бы можно, я бы...
Иногда я боюсь...
Думаю, что без проблем смогу...
По-моему, лучший вожатый тот...
Многие ребята из нашего отряда...
В будущем я хочу...
Для меня нет ничего хуже...
Я бы на месте наших вожатых...
По сравнению с другими я...
Когда другие делают что-то лучше, чем я...
В нашем отряде...
Если бы я был организатором подготовки (название дела), то...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные.