- Социометрия – социометрические методы имеют большое распространение среди методов педагогических исследований.
Социометрия (социометрический тест) предназначена для диагностики
эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами отряда. Она
дает наглядное представление о психологической структуре отряда, о месте
каждого ребенка в этой структуре, помогает получить весьма объективную
информацию о взаимоотношениях в отряде. Вот почему социометрические
срезы являются наиболее популярными среди педагогов, а во многих лагерях
являются обязательными во всех отрядах и проводятся три раза за смену
(в начале, середине и конце смены).
Методический прием, положенный в основу социометрии, весьма прост.
Всем членам отряда задается один и тот же вопрос: «Назови трех ребят
своего отряда, с кем бы ты хотел ...». В начале смены: «Назови трех
ребят своего отряда, которые могли бы стать твоими хорошими друзьями». В
середине смены: «Скоро состоится одно интересное дело, в котором вы
будете участвовать группами. Назови трех ребят своего отряда, с кем бы
ты хотел участвовать в этом деле». В конце смены: «Если бы тебе
посчастливилось ещё раз приехать в лагерь, назови трех ребят, с кем ты
вновь хотел бы быть в одном отряде». Обработка данных проводится с
помощью социоматрицы - таблицы, в которую вносятся результаты опроса. На
основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени» (из четырех
кругов друг в друге), разделенной диаметром на две половинки. Слева
символические изображения мальчиков в виде треугольников с порядковым
номеров, справа - изображения девочек - кружок с порядковым номером.
Затем надо соединить стрелками символические изображения, обозначающие:
- односторонние выборы;
- взаимные выборы.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:
внутренний круг - это так называемая зона «звезд», в которую попадают
лидеры, набравшие максимальное количество выборов (более 6 выборов);
второй круг- зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя (3-5 выборов);
третий круг- зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего (1-2 выбора);
четвертый круг - зона изолированных (аутсайдеров), это те, которые не получили ни одного выбора.
Расчет социометрических индексов.
Для того, чтобы охарактеризовать межличностные отношения в отряде,
необходимо иметь данные не только о количестве выборов, но и показатели,
характеризирующие структуру отношений в отряде. Индекс изолированности -
чем более приближен к нулю, тем лучше. ИИ = (количество изолированных
детей / общее количество детей) х 100%
Коэффициент взаимных выборов (чем выше, тем лучше) характеризует
уровень сплоченности коллектива, которая рассматривается как стремление
членов коллектива к взаимному сотрудничеству.
КВ = (количество взаимных выборов / общее количество выборов (количество детей х 3)) х 100%
Уровень благополучия взаимоотношений. Чем выше этот показатель уровня
единицы (1,0) - тем лучше. Ниже единицы - тревожный симптом. УБВ =
количество детей, попавших в 1-й и во 2-й круг / количество детей,
попавших в 3-й и в 4-й круг
Методика социометрии позволяет:
Сделать моментальный срез о межличностных отношениях в отряде,
измерить степень сплоченности - разобщенности, с тем, чтобы впоследствии
использовать полученные результаты для переструктурирования и повышения
их сплоченности и эффективности деятельности.
Выявить соотносительный авторитет отдельных детей по признакам
симпатии - антипатии (лидеры, аутсайдеры), которые сами члены группы не
всегда осознают. Ведь оттого, как складываются отношения отдельного
ребенка с отрядом, во многом зависят его эмоциональное благополучие,
дальнейшее развитие, социальная адаптация и интеграция в жизнь
коллектива в целом, последующая перспектива. Отряд способен приумножить
индивидуальный потенциал каждого отдельного своего члена, но он же
способен выступать негативным фактором его жизнедеятельности, сдерживать
его активность, блокировать проявление лучших качеств, порождать новые
комплексы и проблемы.
Обнаружить внутригрупповые сплоченные образования (замкнутые
многоугольники взаимных выборов) во главе с неформальными лидерами -
группировки в отряде. Действия их могут мешать достижению целей
совместной деятельности, замыкая активность членов группировки.
Группировки иногда могут начать враждовать между собой, стремиться к
однозначному доминированию мнения группировки в отряде или
отгораживаться от решения совместных проблем. В таких случаях формально
назначенный лидер отряда, не подкрепленный реальным авторитетом,
оказывается беспомощным.
Скорректировать педагогические действия по отношению к «аутсайдерам»,
путем поиска причин «отвержения» помочь им быть «нужными» в отряде.
Сиюминутный социометрический срез, констатирующий факт «изолирования»,
иногда может быть случайным. А если нет, тогда это тревожный симптом.
Значит ребенку одиноко и плохо в вашем отряде – он никому не нужен. Вот
почему иногда вызывает сомнение поспешное категорическое утверждение
некоторых педагогов о том, что отряд достиг уровня гуманистических
отношений, в то время как социометрические исследования показывают то,
что в отряде имеется хотя бы один ребенок, у которого нет ни одного
выбора.
Педагогически грамотно использовать лидерство отдельных ребят. Ведь
часто для организационных целей очень важно выявить тех ребят, которые в
наибольшей степени влияют на социальные отношения. Безусловно, хорошим
показателем межличностных отношений в отряде является, когда официальная
структура совпадает с неофициальной. Но бывает так, что
«социометрической звездой» может быть и негативный лидер, влияние
которого направлено на дезорганизацию отрядной деятельности, нередко
путем постоянного противопоставления своего мнения мнению вожатого,
критического отношения ко всему происходящему, в том числе и к нормам и
требованиям пребывания детей в лагере. В подобной ситуации другие же
дети, не способные разобраться в подобных «психологических тонкостях»,
воспринимают их поведение как эталонное, неумело пытаются следовать ему.
Если вожатый, в свою очередь, не сможет выяснить истинные причины
происходящего, попытается вступить в борьбу с негативным лидером, то он
рискует испортить отношения с отрядом в целом. Педагоги должны
стремиться опираться на систему предпочтений и не действовать вопреки
ей. Так, если негативизм лидера основан на его потребности в
самоутверждении, то целесообразно предоставить ему возможность
утвердиться в общественно значимых ценностных действиях, передав ему
часть организационных функций, подключая к анализу происходящих действий
и ситуаций в отряде.