Подростки видят смысл своего существования в
конкретной деятельности. Анализ необходим для того, чтобы подростки
учились подходить осознанно к своим делам, понимать причины успешного
или неуспешного их поведения, делать из этого соответствующие выводы.
Анализ может осуществляться сразу после проведения дела по свежим
впечатлениям или быть отсроченным, проходить после того, как подростки
имели время обдумать свои впечатления от проведенного дела.
Примерные вопросы для обсуждения.
- Какие задачи ставили ребята, задумывая дело?
- Удалось ли решить эти задачи в ходе подготовки и проведения дела?
- Чем данное дело было полезно для людей, его участников?
- Что способствовало решению задач:
-
позиция членов группы (активность ребят, их творчество, инициатива,
заинтересованность, отклик на действия актива, совета дела, поддержка их
действий, атмосфера в группе, отношения между ребятами, интерес ребят,
организованность).
- позиция актива, совета дела (умение спланировать
работу, создать все необходимые условия, поставить в активную позицию
всех членов группы, найти каждому дело по душе; осуществлять оперативное
руководство ходом подготовки дела; авторитет актива, его
требовательность, влияние на ребят, конкретные умения и навыки);
- помощь других (старших ребят);
- организация дела (его целесообразность, подготовленность, продолжительность по времени и т. д.).
- кто из организаторов дела, его участников особенно отличился в подготовке и ходе дела?
- что было не особенно удачным в этом деле?
- как можно было избежать этого? Исправить не особо удачные моменты?
- возможно ли проведение подобного мероприятия в постоянном коллективе?
- при каких условиях?
-
какие выводы можно сделать из данного дела для всех ребят? Отдельных
подростков? Актива? Совета дела? Какую перспективу наметить в делах
группы?
Правила обсуждения
- обсуждение вести доброжелательно, не оценивать работу членов коллектива с позиции личных симпатий и антипатий.
- не упускать возможности сказать о человеке доброе слово, если он этого заслуживает.
- критиковать только справедливо, помня об уважительном отношении к
достоинству человека.- подходить к обсуждению поступка человека
конструктивно, стараясь извлечь уроки, для будущей деятельности
подростков.
- Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
- Не повторять одну и ту же мысль несколько раз. Можно высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением большинства.
- Поощрять взаимопомощь, творческий подход, добрые взаимоотношения.
Условия успеха.
- регулярное проведение анализа;
- предварительная подготовка ведущего, (дать совет как проводить, как начать, на что обратить внимание);
-
внимательно и чутко следить за ходом разговора, слушать каждое
высказывание, вовремя задавать вопросы, помогать выделять главное.
Выводы:
Анализ воспитательной работы помогает педагогу:
- оценить
педагогическую и психологическую целесообразность избранной темы и вида
работы; понять причины успешного или не удачного ее проведения;
-
дать ответ на вопрос, почему содержание деятельности было принято или не
принято подростками, почему тот или иной метод воспитательного
воздействия оказался эффективным, нейтральным или вызвал отрицательную
реакцию;
- судить о своих качествах, сильных и слабых сторонах деятельности;
-
выдвигать перед собой реальные задачи, сознательно углублять
положительное и ликвидировать отрицательное в своей работе и свойствах
личности.
Анализировать мероприятия с ребятами очень Важно, так как это
позволит их настроить на нужное Вам настроение, и все цели и задачи
мероприятия будут достигнуты.