8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Методический сборник

Данный сборник включает в себя примеры отрядных дел, которые вожатый сможет организовать на своем отряде.

Детям
  1. Реализовать и развивать свои способности. 
  2. Расширить знания об окружающем мире. 
  3. Приобрести навыки проектирования. 
  4. Проявить организаторские умения. 
  5. Закрепить коммуникативные навыки. 
  6. Формировать способности к рефлексии (анализу). 
Педагогу 
  1. Развивать творческий потенциал. 
  2. Совершенствовать организаторские возможности. 
  3. Изучить детский коллектив. 
  4. Объединить воспитанников, педагогов и родителей. 
  5. Управлять процессом развития личности ребенка. 
  6. Развивать рефлексивные возможности.

Понятие «Коллективно Творческое Дело» было введено в обиход Ивановым Игорем Петровичем (академик Российской Академии образования, автор методики Коллективных Творческих Дел), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы, детская группа, создавала его впервые.  В основе лежит 3 основные идеи: 
  • Коллективное (совместная работа взрослых и детей). 
  • Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности взрослых и детей). 
  • Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни). 
КТД – это форма работы, которая направлена на:
  • Развитие творческих способностей. 
  • Развитие интеллектуальных способностей. 
  • Реализацию коммуникационных потребностей. 
  • Обучение правилам и формам совместной работы. 
Коллективная творческая деятельность –это создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива, знакомство детей друг с другом, выявление способностей и интересов детей, выявление лидера.  КТД проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. 
  • В системе лагерной смены в организационный период отрядные КТД проводятся по 3-4 раза в день с чередованием разных видов творческой деятельности детей. 
  • Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД 40-45 минут. 
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Познавательные дела. Их цель – развитие у детей познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске.  Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности как стремление к познанию интересного, целеустремленность, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.  Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: 
  • «Вечер веселых задач». 
  • «Аукцион знаний». 
  • «Интеллектуальный футбол». 
  • «Защита фантпроектов». 
  • Конкурс «Эрудитов». 
  • «Познавательная олимпиада». 
  • «Турнир знатоков». 
  • КТД «Мы познаем мир» 
  • КТД «Сохранить природу - сохранить мир»
Трудовые дела.  Цель трудовых КТД - обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же заботиться о близких людях, работать самостоятельно и творчески.  В трудовых КТД воспитанники осуществляют свою заботу через труд – творчество.  Примерами трудовых КТД могут быть: 
  • Трудовая атака. 
  • Трудовой десант. 
  • Трудовой рейс. 
  • Акция «Чистый дворик». 
  • Операция «Уют». 
  • «Трудовой десант» 
  • Акция «Чистый дворик» 
Художественные дела.  Художественные КТД позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость.  Можно рекомендовать следующие КТД: 
  • Кукольный театр. 
  • Вечер живописи. 
  • Конкурс поэтических жанров. 
  • Студия «Мы рисуем мир». 
  • Ателье мод. 
  • Вечер сказок. 
  • Вечер песни под гитару. 
  • КТД «Сказки на новый лад» 
Спортивные дела.  Спортивные дела развивают у детей гражданское отношение к спортивно - оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне.  Можно рекомендовать следующие КТД: 
  • «Веселые старты». 
  • «Город спортивных детей». 
  • «Турнир спортивных комментаторов». 
  • «Спортландия». 
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.  КТД «Малые олимпийские игры»  Экологические дела.  Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета.  Примерами экологических КТД могут быть: 
  • Операция «Родничок». 
  • «Академия лесных наук». 
  • Экологическая тропа. 
  • Экологический фестиваль. 
  • Экологические игры. 
  • КТД «Зеленая аптека» 
  • КТД «Юный эколог» 
Досуговые дела.  Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.  Можно провести следующие досуговые КТД: 
  • «Бал цветов». 
  • «Конкурс актерского мастерства». 
  • «Посадка на Мобиус». 
  • «Рекорды Гиннеса». 
  • «Мисс лето». 
  • «Ярмарка идей». 
  • КТД «Рекорды Гиннеса» 
  • КТД «Конкурс актерского мастерства» 
  • КТД «Веселые и талантливые» 
  • КТД «Нам здорово вместе!» 
  • КТД «Изюминка» 
  • КТД «Наша династия»
>

  1. Настрой группы  (песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться)
  2. Разбивка  (выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д.).
  3. Раздача заданий  (общая идея одна, а задания – разные для каждой микрогруппы, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока и т. д.).
  4. Подготовка выступления (время составляет 15-20 минут).
  5. Жеребьевка (позволяет установить очередность выступлений групп).
  6. Выступления групп. (перед началом всего дела и перед каждым выступлением разыгрываются творческие номера, соответствующие игровому сюжету дела. Особое внимание обращается на поддержку выступающих аплодисментами, создается доброжелательная атмосфера поддержки и сопереживания).
  7. Подведение итогов. (награждение проводится по номинациям, вручаются грамоты и призы.
  8. Рефлексия (анализ дела). Может быть групповым и индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.

  1. Разработка цели дела – то, ради чего дело создают и проводят.
  2. Определение возрастной группы, для которой организуется дело, и количества участников.
  3. Разработка общей идеи дела (игрового сюжета).
  4. Отбор содержания (определить, что будет являться содержательной стороной дела).
  5. Подготовка организаторов и участников: 
    • разработка хода общего дела;
    • оформление;
    • костюмы;
    • итог;
    • награждение
  6. Описание общего дела 
    • вступительное слово;
    • задания;
    • творческие представления выступлений.
  7. Проведение анализа творческого дела
И в заключении хочется сказать, что при организации любого творческого конкурса следует помнить 10 главных компонента успеха.
  • Интересные задания.
  • Красивое оформление.
  • Материальное обеспечение.
  • Находчивый ведущий.
  • Компетентное жюри.
  • Эмоциональные зрители.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Исполнительные помощники.
  • Подготовленные команды.
  • Призы для победителей.

Цель: выявление лидеров в составе отряда.

Оборудование:

  1. Карточки: «Кабинет №1» (синего цвета), «Кабинет №2» (жёлтого цвета), «Кабинет №3» (красного цвета), «Кабинет №4» (белого цвета), «Кабинет №5» (зелёного цвета).
  2. Жетоны круглой формы, по цвету соответствующие цветам карточек.
  3. Готовые бланки для резюме (по количеству детей 1\2 А4).

Оформление: отрядное место оформляется в виде офиса компании по трудоустройству.

Игровая интрига.

Каждому члену отряда предлагается прожить ситуацию устройства на работу через фирму по трудоустройству. Один вожатый выступает в роли сотрудника отдела кадров фирмы, второй – в роли секретаря. Чтобы устроиться на работу и продемонстрировать свои деловые и личностные качества, сотрудник отдела кадров предлагает детям пройти различные формы испытаний через знакомство с кабинетами специалистов. Знакомство с кабинетами проходит на отрядном месте. Отряд разбивается на несколько микро-групп по желанию (5 - 6 человек в группе). Все микрогруппы участвуют в ирге одновременно. Постепенно в ходе игры вывешиваются таблички «Кабинет №1», «Кабинет №2» и т. д.

Ход игры.

  1. Введение в игру.
    1. Создание эмоционального настроя, мотивации на участие в игре.
    2. Рассказ об игровой интриге.
    3. Ознакомление участников с правилами работы в группе (правило «времени на шум», правило слушания, правило обсуждения без перехода на личные оценки).
  2. Разбивка на микрогруппы.
    Отряд разбивается на 4 микрогруппы. Первые участники выбирают себе по одному человеку из бизнес-клуба, которым впоследствии предоставляется право выбора следующего и т.д.
  3. Знакомство с «Кабинетом №1». Задача: познакомить детей с понятием «резюме», правилами его составления. Задание: детям предлагается заполнить резюме. После заполнения, желающим предлагается зачитать свои резюме. Резюме заполняется по следующей форме.Резюме
    Контактная информация
    ФИО
    Возраст
    Телефон
    E-mail
    Место жительства (округ г. Москва)
    Образование
    Начальная школа
    Начальное общее образование
    Название и номер учебного заведения
    Ваш класс (профиль, если есть)
    Дополнительное образование
    Название секции, клуба, мастерской и т.д.
    Направление
    Год поступления
    Владение иностранными языками
    Какими иностранными языками вы владеете
    Уровень владения
    Дополнительные сведения
    Ваше хобби
    Награды (укажите вид наград и год получения)
    Вопросы детям: ? Что такое резюме?
    ? Для чего оно используется?
    ? Как вы думаете для чего необходимо уметь правильно и грамотно составлять резюме?
    Результат: ребёнок, у кого самое интересное и содержательное резюме, получает синий жетон.
  4. Знакомство с «Кабинетом №2»Задача: выявить детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
    Задание: детям предлагается ответить на ряд вопросов (устно).
    Вопросы:
    1. Их было 17, а в 1973 году уместили их в 12. О чём идет речь? (12 серий фильма «17 мгновений весны»).
    2. Сколько звездочек на погоне у капитана? (4).
    3. На каком языке традиционно отдают команды животным в цирке? (На французском)
    4. Сколько струн у скрипки? (4).
    5. О ком так писал А.С. Пушкин: «…Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала»? (Татьяна Ларина).
    6. Когда Пифагор спорил с тираном Леонтом, то утверждал, что мудрецом может быть только Бог! А кем, по его мнению, может быть человек? (Философом, что в переводе с греческого означает «любитель мудрости»).
    7. Под каким псевдонимом объехал всю Европу Павел I? (Граф Северный).
    8. Знаменитый художник-маринист, написавший «Девятый вал»? (Иван Константинович Айвазовский).
    9. К какому музыкальному стилю можно отнести лагерные кричалки? (Рэп).

    Условие: на вопрос отвечает тот, кто первым поднял руку.
    Результат: за правильный ответ участник получает жёлтый жетон.
  5. Знакомство с «Кабинетом №3»Задача: выявить лидера с ярко выраженными организаторскими способностями. Ситуация: каждое предприятие разрабатывает корпоративные мероприятия для своих сотрудников, которые проходят в свободное от работы время. Задание: какие мероприятия можно организовать и провести на предприятии? (Принимаются не менее 5 вариантов). Условие: время на обсуждение в микро-группах – 3 минуты; мнение микрогруппы высказывает один человек. Результат: наиболее активный участник в микро-группе получает красный жетон.
  6. Знакомство с «Кабинетом №4» Задача: выявить лидера с ярко выраженными творческими способностями. Задание: всем членам группы необходимо изобразить предмет, указанный на карточке (например, утюг, холодильник, электрический чайник, мясорубка м т.д.) Условие: время на подготовку – 2 минуты; участие всех членов микро-группы обязательно! Результат: в каждой микро-группе участник, наиболее ярко проявивший свои творческие способности, получает белый жетон.
  7. Знакомство с «Кабинетом №5» Задача: выявить лидера с ярко выраженными деловыми способностями.
    Ситуация: каждой микро-группе необходимо придумать название своего предприятия и направления его деятельности.
    Задание: предложить мероприятия по развитию предприятия.
    Результат: участник, который предложил наиболее эффективную программу развития предприятия, получает зелёный жетон.
  8. Презентация группы По количеству набранных жетонов выбирается лидер или несколько лидеров, если количество жетонов одинаковое у нескольких участников. Выбранный лидер совместно со своей микро-группой готовит презентационную программу (Что я могу сделать для отряда? Что я могу сделать для отряда).
    Примечание: представление может быть творческим; учитываются ораторские способности выступающего.
    Условие: время на подготовку – 5-7 минут.
  9. Анализ дела С участниками игры обсуждаются следующие вопросы:
    • Что нового вы узнали в ходе игры?
    • Что нового открыли в себе?
    • Как вы оцениваете работу вашей группы?
    • Что необходимо сделать для того, чтобы группа работала эффективнее?

 Цель: формировать знания об основных чертах коррупционной деятельности.

Оборудование: проектор, ноутбук, отрывки из мультфильма «Незнайка на Луне» (реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Россия, 1997-1999 гг.), бумага, ручки (по количеству команд).

Время проведения: 40-45 минут.

Подготовка к игре: перед игрой вожатым необходимо просмотреть мультфильм «Незнайка на луне» и выбрать из него части, которые демонстрируют коррупционные действия (10 минут). Коррупционные действие могут выражаться в следующих формах: взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконных ценностей и благ, выделение «любимчиков», кумовство (родственные связи).

Ход игры:

1 этап: Разбивка участников на 2 группы. От каждой группы выбирается по одному человеку в жюри. Так же в состав жюри входит один из вожатых. Судьи вырабатывают позицию по судейству, критерии оценки.

2 этап: Формирование в каждой группе трех подгрупп: 1 подгруппа – «Утверждение», 2 подгруппа – «Опровержение», 3 – «Подведение итогов». В подгруппах должно быть не менее 3 человек. Можно сформировать также группу «Наблюдение», к которой ведущий обратится в финале игры в ходе ее анализа, готовят выступления спикеров.

3 этап: Команды получают инструкции, знакомятся с правилами игры, регламентом. Дается предварительное задание – обратить внимание на примеры коррупции во время просмотра мультфильма.

4 этап: Показ части м/ф с примерами коррупции – 10 минут.

5 этап: Даётся задание по командам: одна из них должна доказать, что в показанном отрывке присутствуют элементы взяточничества, а другая – элементы вымогательства. Работа в малых группах. Консультации.

Игра проводится в форме дебатов. Предварительно детей знакомят с технологией дебатов, объясняют требования, обращают внимание на строгие временные рамки. Команды получают задания, 15 минут даётся на обсуждение проблемы. Затем от каждой команды выбираются по 3 представителя (спикера). Задача первого представителя – доказать точку зрения команды: логически выстроить выступление, используя примеры из м/ф, примеры из жизни (время выступления 3 минуты). Затем выступает участник из второй команды с таким же заданием.

Задача вторых участников (спикеров) – найти слабые стороны в выступлении противника и опровергнуть их (время выступления 2 минуты), приводя доказательства своей позиции.

Задача третьих участников – сделать выводы, подвести итоги выступления своей команды, обратить внимание судей на сильные стороны выступления (время выступления 1 минута),

Участники делятся на три группы: 1 – группа «Утверждение», 2 – группа «Опровержение», 3 – внешняя.

1, 2 группы – не менее 3 человек. 3 – состоит из наблюдателей и судей. Наблюдатели изучают правила игры, готовятся к внешнему наблюдению и анализу происходящего. Судьи знакомятся с формой судейского протокола и вырабатывают позицию по судейству. Команды получают инструкции, знакомятся с правилами игры, регламентом, готовят выступления спикеров.

Работа в малых группах. Консультации.

6 этап: Повторный показ м/ф.

7 этап: Судьи выносят итоговое решение, на основе услышанного. Какая из команд была убедительнее, привела больше доказательств, смогла изложить свою точку зрения, та и считается победителем.

Дополнительная информация: если выступающий не укладывается во время, его прерывают. Аудитории дается время на вопросы ко второму выступающему – после окончания выступления одна минута. Ведущий строго следит за временем. Лимит – 3 вопроса к одному игроку. Судьи также могут задавать вопросы.

 

1) Представьте и мимикой, походкой, жестами изобразите: 
- встревоженного кота
- грустного пингвина
- разгневанного поросенка

6) Придумать 20 новых применений
- старому носку
- пустой консервной банке
- лопнувшему шарику

2) Попробуйте изобразить походку:
- человека, которому жмут ботинки
- человека, который неудачно пнул кирпич

7) Придумать и вместе изобразить композицию из серии "Ландшафты Земли"
- "Тайга"
- "Степь"
- "Лесотундра"

3) Изобразите движениями и мимикой
- горячий утюг
- будильник
- кофемолку

8) Придумать новый конец сказке:
- "Колобок"
- "Репка"
- "Волк и семеро козлят"

4) Нарисуйте и изобразите пословицу:
- дареному коню в зубы не смотрят
- баба с возу - кобыле легче
- одна голова хорошо, а две - лучше

9) Изобразить в движении:
- вертолет
- теплоход
- карету
- дирижабль

5) Исполните песню "Во поле береза стояла", словно вы:
- африканские аборигены
- индийские йоги
- горцы Кавказа

10) Представьте, что все животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться:
- крокодилы
- жирафы
- бегемоты

КТД для среднего возраста

11) Картины - это застывшие мгновения. Попробуйте оживить их и показать дальнейшее развитие событий:
- "Бурлаки на Волге"
- "Иван Грозный убивает своего сына"
- "Опять двойка"

16) Изобразить памятник, который называется:
- "В споре рождается истина"
- "Любви все возрасты покорны"

12) Представьте, как в музее рекордов Гинесса выглядели бы стенды рекордов:
- неслыханной щедрости
- невероятной жадности
- чрезвычайной скромности

17) Поставить сказку "Три медведя" в жанре:
- комедии
- оперы
- балета
- фильма ужасов

13) Представьте, что открылся новый специализированный магазин. Придумать хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы продаваться там и объясните, почему. Магазин называется:
- "Все для прогульщиков"
- "Все для нерях"

18) Инсценировать ситуацию:
- "Вор в чужой квартире"
- "Композитор сочиняет музыку"
- "Хирург в операционной"

14) Прорекламировать новые виды продукции:
- пуговицы трехдырочные
- молния с дистанционным управлением
- шнурки быстрорастворимые

19) Представьте себя дрессировщиком и "укротите":
- дикие портфели
- свирепые ботинки

15) Поставить спектакль "Курочка Ряба" так, чтобы действие происходило в :
- первобытном обществе
- в эпоху рабовладения
- в далеком будущем

20) Вспомнить, как ведут себя на сцене известные артисты и сделать на них дружеский шарж.

КТД для старшего возраста

21) Сделать научный рассказ на тему:
- "Гусь свинье не товарищ"
- "В тихом омуте черти водятся"
- "Сила есть - ума не надо"

26) Придумать новый оригинальный способ:
- предотвращения замерзания носа в зимнее время
- предотвращения непроизвольного чихания
- открывания банки консервов

22) Вам не раз приходилось видеть, как берут интервью. Разыграйте ситуацию, когда берут интервью у:
- известного гадателя на кофейной гуще
- лидера движения постоянного неприсоединения

27) У медиков и психологов есть такое понятие - экспресс-диагностика. Это максимально быстрый метод определения отклонений в организме. Попробуйте разработать, а лучше и применить на практике, метод диагностики для определения:
- уровня речевого бескультурья
- процент моральной устойчивости
- коэффициэнт ответственности за порученное дело

23) Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес:
- старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах
- Карлсону - за проживание без прописки
- Лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание детей в валютные махинации

28) Составьте инструкцию (то есть подробное описание) на тему:
- как вымыть слона
- как приручить таракана
- как правильно поймать в комнате муху

24) Составить текст объявления (в лаконичном стиле):
- о сдаче в аренду собачьей конуры
- о потере морального облика
- об обмене ревматизма на радикулит

29) Придумать пазвание для новой спортивной игры, где одновременно использовались бы ядро, клюшка, мотоцикл
- шайба, ракетка, акваланг
- теннисный мяч, лыжи, шест для прыжков в высоту

25) Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп

30) Придумайте новый творческий конкурс

 Группе дается задание поставить сценки по тем проблемам, которые они видят (в отряде или вне его). А затем проводится обсуждение возможных решений.

«Памятник пословице» 
Задание: Создайте памятник, который называется так:

  • «В споре рождается истина».
  • «Глаза боятся - руки делают».
  • "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • «Любви все возрасты покорны!»

 

«Музей вредных привычек»

Задание: Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.

  • Зал ссор между мальчиками и девочками.
  • Зал хамства.
  • Зал грязнуль.
  • Зал плакс.

 

«Ах, реклама!»

Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:

  • шила,
  • швабры,
  • противогазы,
  • трёхлитровые банки,
  • зубочистки.

 

«Академия весёлых наук»

Задание: Вы - студенты различных институтов. Вам необходимо составить доклад.

  • Тема доклада: «Сила есть - ума не надо» (институт физической культуры).
  • Тема доклада: «Если долго мучиться, что-нибудь получится» (педагогический институт).
  • Тема доклада: «Семь раз отмерь - один отрежь» (медицинский институт).
  • Тема доклада: «Тише едешь, дальше будешь» (институт машиностроения).
  • Тема доклада: «Чем дальше в лес, тем третий лишний» (институт гармонического развития).
  • Тема доклада: «Гусь свинье не товарищ» (институт сельского хозяйства).

 

«Гороскоп»

Задание: Составить гороскоп для следующих сказочных героев:

  • Карлсона,
  • Красной Шапочки,
  • Баба - Яги,
  • Крокодила Гены,
  • Дюймовочки,
  • Мальвины,
  • Чебурашки,
  • Буратино.

«Репка» 

Задание: Инсценировать сказку « Репка» при этом используя следующую терминологию:

  • юридическую,
  • политическую,
  • спортивную,
  • педагогическую,
  • медицинскую.

 

«Ехали мы, ехали» 
Задание: Вы едите в « Океан». Необходимо нарисовать плакат, и написать письмо домой на тему.

  • «Мы едем, едем, едем…»
  • «Как родная меня мать провожала!»
  • Океанские грёзы.
  • «Голубой вагон бежит, качается…»
  • Здравствуйте, это мы!

«Придумай, расскажи» 

Задание: Инсценировать разговор героев:

  • 100 долларов и одной копейки,
  • золотой серьги и дырявого носка,
  • ржавого гвоздя и каблука,
  • грязной тарелки и туалетного мыла,
  • старой газеты и рубанка.

«Новый календарь» 

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев - это всего-навсего порядковые числительные. Так, « сентябрь», обозначает « седьмой», а «декабрь» - «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно! 

Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев:

  • январь,
  • март,
  • июнь,
  • сентябрь,
  • ноябрь,
  • апрель.

«Волшебная закладка» 

Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:

  • перо Жар-птицы,
  • волшебная палочка,
  • аленький цветочек,
  • волшебная стрела,
  • золотой ключик.

«Утренняя зарядка» 

Задание: Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:

  • морская зарядка,
  • пожарницкая зарядка,
  • кухонная зарядка,
  • строительная зарядка,
  • космическая зарядка.

«Животные с планеты Бам-с» 

На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты, или попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи. 

Задание: Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:

  • ханурик однорогий,
  • сюсипусик гребешковый,
  • манмарончик клыкастый,
  • лямурик длиннохвостый,
  • каробясик игольчатый.

«Цветочный ковёр» 

Задание: Составить композицию из цветов, растений.

  • «Вечерняя заря в пучине догорала».
  • «Мороз и солнце: день чудесный!»
  • «Роняет лес багряный свой убор».
  • «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя».
  • «На море синее вечерний пал туман».

«Мужественные коллекционеры» 

Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

  • Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.
  • Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
  • Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
  • Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
  • Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

«Правила поведения» 

Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

  • в собачей конуре;
  • на летающей тарелке;
  • на мачте Останкинской телебашни;
  • на айсберге;
  • в берлоге медведя.

«Новый Архимед» 

Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого… 

Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

  • Как определить возраст кошки?
  • Как измерить вес облака?
  • Как определить количество мяса в котлете?
  • Как измерить температуру тела таракана?
  • Как определить численность муравьёв в муравейнике?

«Картина из отпечатков пальцев» 

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

  • «Моя семья»;
  • «Моя квартира»;
  • «Мой автомобиль»;
  • «Моя дача»;
  • «Мои любимые домашние животные».

«Современная былина» 

Задание: Сочините эпическое произведение о современных героях. Названия даны следующие:

  • «О том, как Стивен Сигал (шеф - повар Кейси Рай бок) освободил от врагов крейсер » Миссури";
  • «О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена»;
  • «О том, как Чак Норрис ( Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе»;
  • «О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду громителей - террористов»;
  • «О том, как Жан - Клод Ван Дамм (Кикбоксёр) отомстил за своего брата».

«Озвученная картина» 

Задание: Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

  • «Запорожцы» И. Е. Репина;
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова;
  • «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона.

«Новые специальности в ВУЗах» 

Задание: Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет.

  • факультет ореходробительного оборудования;
  • барханостроительный факультет;
  • факультет дегустации кисломолочной продукции;
  • паутинопрядильный факультет;
  • факультет бамбукообработки.

«Танцующие пальцы» 

Задание: Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:

  • польку,
  • танго,
  • чарльстон,
  • румбу,
  • шейк.

«Цвет» 

Задание: Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:

  • белый,
  • жёлтый,
  • красный,
  • зелёный,
  • чёрный.

*** - Нельзя указывать на заданный цвет в одежде или в окружающей обстановке. Показывать нужно через ассоциативные образы.

Космический парад

Задание: подготовить и показать элементы строевой подготовки жителей других планет. Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый микроколлектив  представляет  планету. Ребята придумывают ей название, как будут звать жителей этой планеты,  делают элементы костюмов- для жителей каждой планеты. А теперь главное – предстоит придумать движение в строю, характерные для инопланетян: придумать команды, которые отдает командир, придумать песню. Когда это все придумано, можно начинать космический парад. Все делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического Совета. Командующий делегации сдает рапорт Верховному главнокомандующему. Затем делегации маршируют по-планетному с песней перед трибуны. Можно вручить некоторым планетам награды за значительный вклад в развитие строевого искусства .

Аукцион талантов

 На аукционах обычно продают полезные и ценные вещи. Приобрести эту вещь сможет тот, кто предложит за нее большую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и деньги необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз , или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих. Расплачиваться за право получить приз придется своими талантами. Ребята могут петь, читать стихи, танцевать и даже стоять на голове. Причем «платить» можно индивидуально, а можно «вскладчину», т.е. объединившись в группы.

«Памятник пословице»

Задание: Создайте памятник, который называется так:

«В споре рождается истина».
«Глаза боятся - руки делают».
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
«Любви все возрасты покорны!»

 «Ах, реклама!»

Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции: шила, швабры, противогазы, трёхлитровые банки, зубочистки.

 «Репка»

Задание: Инсценировать сказку «Репка» в различных жанрах: комедия, боевик, детектив, мелодрама.

 «Придумай, расскажи»

Задание: Инсценировать разговор героев:

100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.

 «Новый календарь»

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев - это всего-навсего порядковые числительные. Так, « сентябрь», обозначает « седьмой», а «декабрь» - «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!

Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев: январь, март, июнь, сентябрь, ноябрь, апрель.

 «Мужественные коллекционеры»

Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.
Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

 «Правила поведения»

Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например: в собачей конуре; на летающей тарелке; на мачте Останкинской телебашни; на айсберге; в берлоге медведя.

 «Новый Архимед»

 Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого…

Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

Как определить возраст кошки?
Как измерить вес облака?
Как определить количество мяса в котлете?
Как измерить температуру тела таракана?
Как определить численность муравьёв в муравейнике?

 ИНСТРУКЦИЯ

Когда человек сталкивается с новой проблемой или попадает в трудную ситуацию, ему на помощь может прийти инструкция. В инструкциях подробно и обстоятельно разъясняется, как, в какой последовательности нужно выполнять ту или иную работу. Например, в одной инструкции говорится о том, как разобрать пылесос. В другой инструкции объясняется, как принимать лекарство. А в третьей изложена последовательность действий при приготовлении кофейного напитка “Бодрость”. И, хотя инструкций существуют миллионы, всё же есть такие работы, которые пока что не описаны в инструкциях. Попробуйте заполнить пробел и сочините для всех нуждающихся инструкцию о том...

  • как выковырять изюм из булочки;
  • как вымыть слона;
  • как проиграть в “Крестики-нолики”;
  • как выманить таракана из гнезда;
  • как вытереть нос трехлетнему мальчику.

Цветочный ковер

Составить композицию из цветов, растений. Варианты композиций:

- «Вечерняя заря в пучине догорала».
- «Мороз и солнце: день чудесный!»
- «Роняет лес багряный свой убор».
- «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя».
- «На море синее вечерний пал туман».

Мужественные коллекционеры

Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

- Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключают центральное отопление.
- Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
- Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
- Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
- Собирателя картин, когда в его квартиру протечет вода от соседей сверху.

Правила поведения

Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, например:

- В собачей конуре.
- На летающей тарелке.
- На мачте Останкинской телебашни.
- На айсберге.
- В берлоге медведя.

Картина из отпечатков пальцев

Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

- «Моя семья».
- «Моя квартира».
- «Мой автомобиль».
- «Моя дача».
- «Мои любимые домашние животные

Озвученная картина

Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причем сначала замри­те, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

- «Запорожцы» И. Е. Репина.
- «Охотники на привале» В. Г. Перова.
- «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева.
- «Опять двойка» Ф. П. Решетникова.

Новые специальности в ВУЗах

Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) дол­жен изучить студент, поступивший на новый факультет, например:

- Факультет ореходробительного оборудования.
- Барханостроительный факультет.
- Факультет дегустации кисломолочной продукции.
- Паутинопрядильный факультет.
- Факультет бамбукообработки.

Танцующие пальцы

Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:

- Польку.
- Танго.
- Чарльстон.
- Румбо.
- Шейк.

Немое кино

Вам знаком популярный в начале XX века жанр немого кино. В нем актеры не произносят слов, а пользуются для передачи чувств яркими выразительными жестами.

Попробуйте создать немой фильм по мотивам басен И. А. Крылова:

- «Ворона и лисица».
- «Стрекоза и Муравей».
- «Квартет».
- «Волк и Ягненок».
- «Демьянова уха».

Спокойной ночи, малыши!

Представьте Филю, Степашку и Хрюшу — постоянных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши!» — в качестве ведущих таких телевизионных программ, как:

- «На службе Отечеству».
- «Здоровье».
- «Кинопанорама».
- «По сводкам МВД».
- «До и после полуночи».

Сцена прощания

Часто в спектаклях бывают лирические сцены прощания. Поставьте сцену и сочините соответствующий текст, учитывая, что прощается:

- С дамой сердца рыцарь, уходящий в крестовый поход.
- С любимой'девушкой комсомолец, уезжающий на целину.
- С дочерью отец, отправляющийся на родительское собрание.

Нарисованная пословица

Создайте рисунок для пословиц:

- «На чужой каравай, рот не разевай».
- «За двумя зайцами погонешься — ни одного не поймаешь»
- «Дареному коню в зубы не смотрят».
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «Доброе слово и кошке приятно».

Рассказ по первой и последней строчке

Придумайте рассказ по первой и последней строчке:

- «Снег скрипел под ногами... Масло шипело на сковородке».
- «Дятел высунул голову из дупла... В бухту входил эсминец».
- «Дождь смыл все следы... На кровати лежал отбойный молоток».
- «Костер давно потух... Балкон выкрасили в зеленый цвет».
- «Айсберг возвышался над морем... Мухи попрятались в щели».

Очередь

Покажите людей, стоящих в очереди:

- В зубной кабинет.
- В модный фотосалон.
- В бесплатную благотворительную столовую.
- В единственную в микрорайоне телефонную будку.

Сказка в разных эпохах

Расскажите сказку «Красная Шапочка», действие которой происходит:

- В первобытном африканском племени.
- В Мексике до открытия ее европейцами.
- В средневековом Китае.
- В Америке периода освоения Дикого Запада.
- В Японии начала XXI века.

Абстрактная живопись

Нарисуйте абстрактную картину с названием

- «Съеденный бутерброд с колбасой»
- «Муха, придавленная кучей горячего асфальта».
- «Избушка на курьих ножках после прямого попадания артилле­рийского снаряда».
- «Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне».
- «Соль и сахар, вперемешку рассыпанные по столу».


Головной убор

Нарисуйте и по возможности изготовьте головной убор:

- Кепканама.
- Беретейка.
- Фураляпа.
- Цилилотка.
- Трехкозырка.

Экстравагантная прическа

Сделайте прическу:

- «Атака левым флангом».
- «Несжатая полоса».
- «Взрыв на макаронной фабрике».
- «Бахчисарайский фонтан».
- «Сход снежной лавины».

Хвалебная речь

Сочините хвалебную речь для персонажей басен И. А. Крылова:

- Моське — за смелость в критике вышестоящих инстанций.
- Лебедю, Раку и Щуке — за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений.
-Муравью — за последовательную борьбу с тунеядством.
- Волку — за решительность в пресечении действий по замутнению и загрязнению ручьев и прочих водоемов.
- Лисе — за борьбу с фактами незаконного приобретения продо­вольствия.

Рецепт блюда

Составьте рецепт блюда:

- Салат «Тиха украинская ночь».
- Рассольник «Через тернии к звездам».
- Котлета «Выстрел «Авроры».
- Напиток «Ежик в тумане».
- Бутерброд «Апрельские тезисы».

 Введение: сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».

«Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки…стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?».

Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей, и при каких условиях и ситуациях его личностные качества наиболее ценны? Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя зверей.

Этап 1. Распределение ролей.

Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов.

Лиса – хитра, дипломатична, находчива.
Заяц – скромен, застенчив, уступчив.
Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.
Волк – храбр, спокоен, сдержан.
Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде.
Сова – мудра, уравновешена, нетороплива.

Этап 2. Формирование группы поддержки.

Каждый лидер по очереди набирает себе команду из других участников.

Этап 3. PR-кампания.

Каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее:

- написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительно).

Продумать рекламный ролик своего кандидата. Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных  качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.

Важное условие: каждый член группы должен принимать участие в обсуждении и создании презентации.

Этап 4. Презентация рекламных роликов в течение 3-5 минут на каждую команду.

Этап 5. Дебаты между кандидатами.

Главные кандидаты садятся в центр круга. Сейчас у вас будет последняя возможность пред выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах.

Все остальные садятся во внешний круг и становятся наблюдателями.

Этап 6. Выборы.

Предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов.

Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать  за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким обоснованием своего выбора.

Этап 7. Подведение итогов. Объявление победителей.

Обсуждение: что помогло выиграть выборы (вопрос победителю и его группе)? Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему? Помогали вам или мешали заданные роли?

Цель мероприятия:организация эффективного взаимодействия в группе, выявление лидеров, формирование навыков следования правилам игры.

Место проведения: холл корпуса, отрядное место;

Необходимый реквизит: листы бумаги А-4 (черновики), маркер, ножницы, клей, карандаши, линейки, план презентации, протоколы оценивания проектов (см. текст занятия), а также столы – по количеству команд, стулья – по количеству участников.

Ход игры:

  1. Деление на группы;
  2. Легенда;
  3. Распределение ролей (раздаются синие и красные бейджики (может использоваться цветной картон), выбираются эксперты;
  4. Раздача оборудованияи критериев (1 стол = 1 ножницы, 1 клей, 1 линейка и 1 карандаш, количество бумаги одинаковое для всех команд), разъяснение правил;
  5. Создание проектов моста;
  6. Презентация проектов;
  7. Обсуждение критериев;
  8. Награждение победителей;

Инструкция участникам: вам необходимо построить мост (склеить из бумаги). Для этого у вас есть листы бумаги, ножницы, клей карандаши, линейки. Длина моста  не менее пяти метров, ширина моста ровно8 сантиметров. Работа простая, однако, есть главное правило: «красные» не имеют права прикасаться к линейкам и клею, а «синие» не могут брать в руки карандаши и ножницы. Продолжительность работы 15 минут. По завершении работы вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.

Примечания.

u    Для удобства команд и ведущего критерии игры, а также план презентации целесообразно оформить на ватмане.
u    Примерное содержание легенды (вводной) должно быть следующим: «произошел природный катаклизм, и наш корпус оказался отделен от столовой, административного и медицинского корпусов. Необходимость построить мостоказалась очевидной. Руководство лагеря объявило о конкурсе среди конструкторских бюро на лучший проект моста. Конструкторское бюро, которое создаст лучший проект моста, получит грант (денежные средства)на постройку настоящего моста, а также призы и награды» (приведенная выше легенда – это образец, будет лучше, если свою легенду вы придумаете сами).
u    В каждой команде должно быть 4 человека. Оставшиеся участники становятся экспертами. К каждой команде прикрепляется 1 эксперт, который в ходе игры следит за соблюдением участниками правил. В случае нарушения правилучастниками команды, эксперт, не указывая на ошибку команде, записывает о нарушении себе на лист А4. Эксперты подсказывать и помогать командам в ходе работы не могут.
u    Ведущий перед игрой зачитывает правила 2-3 раза, и обязательно спрашивает у группы все ли понятно в правилах. Во время создания проектов мостов вопросы ведущему от групп уже не принимаются!
u    Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ваша работа будет оцениваться в соответствии со следующими критериями:

Критерии оценивания проекта «Мост»

 


Критерий А

Длина моста (максимум 3 балла)

Дескрипторы

Баллы

Длина моста до 3 м

1

Длина моста от 3 до 5 м

2

Длина моста более 5 м

3

Критерий B

Ширина моста (максимум 3 балла)

Дескрипторы

Баллы

Ширина моста не одинаковая на значительной протяженности (шире или уже 8 см)

1

Ширина нескольких секций моста больше или меньше 8 см

2

Ширина моста на всей протяженности составляет ровно 8 см

3

Критерий С

Соблюдение главного правила строительства (максимум 5 баллов)

Дескрипторы

Баллы

Главное правило нарушалось 6 раз и более

1

Главное правило нарушалось 4-5 раз

2

Главное правило нарушалось 2- 3 раза

3

Главное правило нарушалось только 1 раз

4

Главное правило ни разу не нарушалось

5

Критерий D

Презентация (максимум 3 балла)

Значительная часть работы на презентации не освещена

1

На презентации освещены только основные этапы работы

2

Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом

3

Бонусные баллы

Боковые стороны «моста» не имеют зазоров (склеены ровно).

1

После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны)

1

Все участники группы принимали участие в работе

1

Качество проведения презентации (культура речидоброжелательность в общении с аудиториейуважительное отношение к оценщикам)

1

ИТОГО БАЛЛОВ:

 

План презентации проекта «Мост»

 

1. В чем состояла проблема проекта

2. Какова была цель проекта

3. Каков проектный продукт

4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)

5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы

6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)

7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).

8. Самооценка результата работы (что получилось, что – нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз – дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

 



Огонек знакомства «Я расскажу вам о себе»


Цель: Сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в отряде.
Задачи:

1. Познакомить ребят с общечеловеческими ценностями, традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и речевки, с правилами поведения на огоньке.
2. Дать возможность детям высказаться о себе, о своих личных качествах.

Сценарий:
Вожатый: Наша история произошла давным-давно в одном из лагерей России. Лагерь был ещё очень молодым. В одну из смен вожатые заметили, что, несмотря на все их усилия, ребята в отрядах не были дружными. Что бы не делали взрослые, ситуация не менялась. Прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что – то твориться. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках – и никто никого не оставлял в беде.
Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются от туда счастливыми. Вожатые решили проследить за своим отрядом, и разгадать тайну. И одажды ночью увидели как дети один за одним выходят из палаток, беруться за руки и длинной цепочкой карабкаются в горку, уходя далеко в лес, на поляну. Вожатые увидели свой отряд, ребята сидели плечем к плечу у костра и разговаривали о любви и дружбе, о бедах и радостях, о том, что волнует их. Конечно же они заметили своих вожатых и позвали к себе.
- Почему вы сидите вокруг огня по кругу? – спросил вожатый.
- Так мы можем видеть глаза друг друга, а огонь сжигает нашу негативную энергию и он же зажигает в наших глазах и сердцах огонь!!!
С тех под ребята вмести со своими вожатыми собираются у костра и делятся своими переживаниями.
(Вожатый рассказывает правила и традиции огонька)
Правила:

  1. Говорит только один человек у кого символ огонька
  2. Не ходим через круг, не нарушая единство
  3. Не критикуй другого
  4. Свободный микрофон
  5. Все что говориться в кругу не выноситься за пределы огонька

Традиции:

  1. На огоньке должен присутствовать символ (талисман) огонька
  2. Дети сидят в кругу
  3. Наличие огня

Рассказ-эстафета (2-4 день смены) передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: «все говорят, а почему бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой. 
Огонек «Пакет откровений» (2-4 день смены) наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребёнка при ответе на вопросы. Уровень отряда – любой.
Огонек «Музей любимых вещей» (3-4 день смены) рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребёнка, возможность ребёнка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда – старший.
Огонек «Гороскоп» (2-3 день смены) дети распределяются по группам – знакам зодиака. Перед высказыванием – краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда – младший.
Огонек «Фонарщик» (3-5 день смены) эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяется умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. 
Огонек «Букет цветов» (3-5 день смены) на каждом цветке вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.
Огонек «Памятный день» (2-3 день смены) рассказывая о себе, ребёнок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонёк-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребёнка, его запросам. Сам огонёк проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.

 

Огонек знакомства "Кто к нам приехал?"

Автор: Алекова Анастасия

 

Цель: 

  • познакомить детей друг с другом в отряде;
  • создать условия для раскрепощения детей;
  • создать доверительных отношений в отряде;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;
  • проанализировать себя, детей, себя относительно детей;
  • прививать субкультуру лагеря.

Реквизиты: 

  • коврики для пляжа; одна общая свеча; 
  • оформление. 

Ход огонька: 

Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке).  
В центре лежит шляпа, в ней бумажки с началом фразы, каждый тянет бумажку и их рассказ о себе начинается с этой фразы. (Можно ограничиться одним предложением, в зависимости от количества детей и времени).

Примеры:

  1. Если бы я был взрослым…
  2. Если бы я жил в лесу…
  3. Если бы я умел быстро бегать…
  4. Если бы я жил один…
  5. И т.п.

Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе. И так по кругу, пока каждый не расскажет о себе.
Завершающие слова вожатого, он говорит о том какие разные, интересные и творческие мы все здесь собрались в одном отряде. И целых 21 день мы будем идти плечо к плечу.
Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок. 

По радуге нашей от края до края,
Расскажем друзьям, как мы день проживаем
Девочки – Доброй ночи, мальчишки!
Мальчики – Доброй ночи, девчонки!
Нашим вожатым, мы дружные очень!
Закончился день и спать нам пора!
Спокойной вам ночи, всем до утра

Огонек-погружение «Уникальный дар»

Цель:
показать уникальность каждого человека.

Ход проведения:
• Беседа с детьми, как предмет может символизировать какое-либо качество.
• Предложить ребятам максимально удобно устроиться и закрыть глаза, расслабиться, сделать пару вдохов и попробовать представить себе то, о чем сейчас пойдет речь.
Оформление:
• Коврики полукругом, рядом лист и карандаш
• Выключенный свет, фоновая тихая и спокойная музыка.


Текст вожатого:
-Вы открываете дверь, которая ведет на улицу и оказываетесь на лугу.
-Оглядываясь вокруг, вы замечаете яркость света и красок, траву, небо, солнце.
-Вы ощущаете легкий ветерок, который нежно обдувает вам лицо.
-Вы чувствуете запах травы и цветов.
-Вы собираетесь отправиться в увлекательное путешествие.
-Чтобы добраться туда, вам нужен особый транспорт.
-Вы поднимаете глаза и видите волшебный летающий ковер, который ,кажется, появился из ниоткуда и устремляется прямо к вам.
-Как только вы замечаете его, он приземляется рядом, паря прямо над землей так, что можно легко сесть на него. Вы подходите к ковру и садитесь на него. -Ковер снова взлетает. Вы чувствуете, как он поднимает вас все выше и выше над землей. Вы даже чувствуете, как воздух становится прохладнее по мере того, как вы поднимаетесь. -Вы ощущаете себя в безопасности, зная, что не можете упасть и повредить себе что-нибудь.
-Осматриваясь, вы видите, каким маленьким сейчас все выглядит вокруг. -Вы поднимаетесь все выше и выше и приближаетесь к горам. -Сейчас вы замечаете, что ковер перемещает вас на то место, где можно приземлиться

-Вы видите, что это необычное место, которое напоминает большую пещеру. Стены покрыты кристаллами, похожими на драгоценные камни, и они сверкают в их свете. Внушительное зрелище. -Каким-то образом вы узнаете, что это обитель волшебника. -Как только вы почувствуете чье-то присутствие, появится волшебник. Он держит в руках сундучок с подарком для вас.
-Вам вручили этот сундучок. Вы поражены его красотой. Прежде чем открыть его вам говорят, что его содержимое представляет то, чем вы являетесь для мира.
-Открыв сундучок, вы видите подарок. Вы вынимаете его из сундучка и рассматриваете. Как только вы поймете, на что он похож, вы можете установить связь между этим предметом и вашим даром, которая становится все яснее.
-Затем волшебник говорит, что вы можете задать вопросы об этом подарке или сказать, что хотите в данный момент.
-Длинная пауза.
-Когда вы поймете, что пришло время уйти, поблагодарите волшебника за особый дар. Зная, что вы можете встретиться с ним в любое время, не прощайтесь.
-Вы кладете подарок обратно в сундучок и берете его с собой.
-Вы идете к выходу из пещеры и возвращаетесь на волшебный ковер.
-Пока вы летите к месту,где ковер подобрал вас , вы можете еще раз посмотреть на подарок.
-Вы мягко приземляетесь.
-Вы сходите с ковра и берете дар с собой.
-Вы смотрите, как волшебный ковер улетает. Сейчас вы совершите путешествие в пространстве и во времени и вернетесь в эту комнату.
Когда все участники откроют глаза, они встают и делают пару глубоких вдохов.
Попросить ребят нарисовать то,что им подарил волшебник.(обычно ребята рисуют то, чего им больше всего не хватает в эмоциональном плане-любовь, счастье и тп.)
Обсуждение.
Предложить сделать «галерею уникальных даров».
Заключительное слово вожатых

«Вторая половинка»

Разработан Ю.Ю. Демидовой, воспитателем ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: диагностическая, выявление внутренних проблем; индивидуальное проявление личности; высказывание своей точки зрения, умение слышать и слушать других.
Предварительная подготовка: утром детям говориться, что день у них сегодня будет необычный, посвященный любви. Отрядное место оформляется свечами, сердечками. Фоном звучит медленная музыка.
Вводная:
Любовь – самое замечательное чувство на земле. Человек с самого рождения окружен ею: любовь родителей, отношения в семье уже в детстве закладывают в ребенке стремление к теплым чувствам, любви. Давайте попробуем сегодня подарить друг другу радость, внимание. Далеко отсюда, дома, кто-то скучает без вас. И, быть может, чья-то улыбка согреет своей теплотой и ваших близких. Попробуйте мысленно связаться с людьми, которые вам дороги. Пусть они почувствуют связь с вами, несмотря на расстояния. Закончится день огоньком, посвященным любви.
Вожатый настраивает ребят. Сам начинает разговор, рассказывая легенду:
«Много-много лет назад в далеком городе на морском побережье жила счастливая семья, в которой недавно родилась дочь. Родители очень ждали появления малышки. Девочка росла веселым и открытым ребенком на радость родителям. И вот ей исполнилось семнадцать лет. Из девочки-непоседы она превратилась в красивую, умную девушку. 
Она очень любила музыку, природу и весь мир.
Однажды солнечным и безветренным днем она гуляла у стен старого замка. Вдруг большая туча закрыла солнце и, подняв глаза на самую высокую башню замка, девушка увидела яркий свет в окошке. Как и все молодые любопытные особы, она очень заинтересовалась, что это может быть. Подойдя к воротам, она увидела старушку. Поздоровавшись, девушка спросила у нее, что там так ярко светится. Старая женщина сразу изменилась в лице и посоветовала никогда не подниматься наверх, потому что это принесет беду. Девушка, конечно, не послушала ее, любопытство одержало верх.
Когда она поднялась по крутой лестнице на самый верх башни, то увидела человека, сидящего перед яркой лампадой. Он сидел спиной к двери, поэтому она не могла видеть его лица. Как только он услышал, что кто-то вошел, то сразу задул огонь. 
Девушка почему-то не испугалась. Она заговорила с незнакомцем. Он рассказал ей свою историю. В его доме случился пожар, у него обезображено лицо, поэтому он не выходит к людям. Они долго разговаривали. Незнакомец оказался интересным собеседником, их очень многое связывало и, к тому же, они были одного возраста. Девушка стала приходить сюда каждый день. Она сама не понимала, что же ее так притягивает. Через некоторое время она уже не могла прожить и дня без общения со своим новым другом. Не делясь ни с кем своим секретом (даже друг с другом), они осознавали, что их сердца полны любовью, и самое огромное счастье – взаимной. Однажды Он подарил ей половинку нарисованного сердца, а вторую оставил у себя.
Девушка поняла, что этот подарок дороже, чем все золото мира. Как-то раз, поднимаясь по лестнице, словно на крыльях, она мысленно говорила ему слова любви, которые наконец-таки решила произнести вслух. Когда она вошла в темную комнату, ее охватил страх. Девушка привыкла к темноте, но сейчас почему-то она не чувствовала присутствия Его. Она позвала Его, но не услышала ответа. Его не было.
Прошло несколько месяцев. Девушка так и не нашла своего любимого. Вскоре заговорили о странной девушке, которая подходила к нищим, прокаженным, и показывала им нарисованную половинку сердца. Она искала свою вторую половинку». 
Ребята сами могут выбрать круг вопросов, которые хотят обсудить, например: Как меняется человек, когда он любит и любим? Когда, по-вашему, дружба переходит в любовь? Чем любовь отличается от влюбленности? Верите ли вы в любовь с первого взгляда? Почему так больно расставаться?
Безответная любовь – сладкая мука? Моя первая любовь. Вопросы написаны на сердечках, ребята по кругу (по желанию) берут сердечко и зачитывают вопрос. Каждый желающий может высказать свое мнение. Огонек можно закончить фразой: «А теперь закройте глаза и представьте свою вторую половинку. Какая она?».
Подведение итогов: предложить задуматься о том, какое место занимает любовь в нашей жизни

Огонек "Карта жизни"
На бумаге (на самом деле размер не очень важен, был и А4 и ватман) рисуется подобие карты и каждое место подписывается (сокровищница дружбы, озеро слёз, лес страха, небеса любви, долина разочарования, тропинка будущего, дом семьи, гора успеха). Всё зависит от вашей фантазии и то что бы вам хотелось возможно узнать. Далее на эту карту дети кидают монетку (всё что может быть у вас под рукой). Но, когда карта большая, дети стараются попасть на какое-то определённое место, поэтому мы взяли ракушки, на них написали номера и эти же номера поставили на карте на местности, и дети вытаскивали их из мешочка или шляпы. Им выпадает какая-то местность, например, тропинка будущего, тогда они рассказывают о чём мечтают, кем хотят стать.

КОНФЛИКТНЫЙ ОГОНЕК

Разработка А.В. Мирошевской, воспитателя ЗЦДЮТ «Зеркальный» 

Возраст участников: с 8 лет. 
Цель: диагностическая – выявление проблем, беспокоящих детей, снятие агрессии и развитие коммуникабельности. 
Дает возможность рассказать о своих проблемах и, может быть, обратиться за помощью, тем самым, ослабляя негативные эмоции, снимая стресс. 

Легенда: 

«Каждый из вас понимает, что такое радиосвязь, рация, и знает, для чего они. Для того чтобы в любой точке планеты, как бы далеко это не было, человек не остался в одиночестве, мог общаться с другими людьми, узнавать, что происходит в мире. И все вы знаете, что существует такой тревожный и беспокойный сигнал: «СОС». «СОС» – это значит, что с кем-то что-то случилось, кому-то нужна помощь, и он ее просит. 
Для этого сигнала нет препятствий и барьеров: его знают и понимают все люди на планете. Так вот, плыл по морю корабль. Красивый, сильный. На корабле было много людей, которые даже не предполагали, что с таким кораблем может что-то случиться. Все они занимались своим делом: капитан, его помощники, матросы и радист. Он сидел в своей рубке около радиоприемника и слушал, что же происходит в эфире. 
А в этом приемнике жили три буковки: «С», «О» и «С». Они, в этот момент, тоже наслаждались покоем. И вдруг поднимается буря, волны захлестывают корабль, а большая льдина оставляет пробоину в его борту. Корабль начинает тонуть, один в большом сердитом океане, и рядом нет никого, кто мог бы помочь. И тогда радист выстукивает на своем приемнике три буквы: СОС. Маленькие буковки срываются с места, они летят через ветер и вьюгу, им очень трудно, но они так хотят успеть позвать помощь. Не останавливаясь, они пробегают по разным странам, из разных приемников кричат людям: «СОС»! 
В большом океане тонет корабль, гибнут люди! Помогите!». И никто не остается равнодушным к этому отчаянному зову. Бросая свои дела, люди спешат на помощь. Англичане, бросив заводы, бегут к берегу. По пустыне мчатся египтяне на своих, таких обычно медленных, а сейчас подобных ветру, верблюдах. Чукчи погоняют сани, запряженные собаками, торопятся изо всех сил. И, наконец, буковки находят еще один корабль, плывущий неподалеку от терпящего бедствие. Тут же корабль меняет курс, спеша к тонущим. И он успевает. Люди спасены. А усталые буковки забираются обратно в радиоприемник отдыхать, им надо набраться сил, чтобы, когда это понадобится, опять лететь по свету и звать на помощь». 
А кто из вас слышал про три минуты тишины? Это такое время в эфире, когда ни одна радиостанция не имеет права подать голос, но все внимательно слушают эту тишину. Потому что это – время СОС. Только этот сигнал может звучать в эфире, и его обязательно услышат. 
Сейчас мы с вами представим, что каждый из вас – это маленькая радиостанция со своими буковками СОС, и у нас наступают свои минуты тишины. Закройте глаза и не открывайте их, пока наши минуты тишины не закончатся. 
В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС». 
Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой. Можно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем

Огонек «Мои тревоги и страхи»

Разработан А.В. Мирошевской, воспитателем ЗЦДЮТ «Зеркальный» 
Возраст участников: 10-13, 14-17 лет. 
Цель: выявление объектов тревожности, диагностика степени тревожности детей и ее ослабление. 
Оборудование: карандаши, картон, ножницы, лампа или большой фонарь, небольшой экран, если огонек проводится в помещении, то железное ведро или поддон. 
Ход огонька (для возрастной группы 10-13 лет): все начинается с маленького домашнего вечера страшилок. Он объявляется незадолго до начала огонька, чтобы дети могли вспомнить свои самые любимые ужастики. Можно и с конкурсом: на самую страшную, смешную, оригинальную и т.д. 
Вечером, сидя в тесном кругу друзей у теплого огонька свечи, так увлекательно немножко попугать друг друга разными ужасными историями. Слушаешь очередную страшилку, и вдруг озноб страха пробегает по спине, и ты вспоминаешь, как иногда сам до жути пугаешься чего-то или кого-то (а чаще всего никого и ничего страшного и нет) такого в тот момент для тебя ужасного. И тут же теплый круг опять принимает тебя, и уже самому хочется немножко посмеяться над своим страхом, и все неприятное отступает и теряется где-то далеко в темноте. 
Но как же сделать, чтобы оно больше никогда не возвращалось, чтобы исчезло навсегда? Давайте сегодня попробуем вместе. 
Прежде всего, чтобы избавиться от чего-то, нужно точно знать от чего, как это выглядит. Придав своему страху материальную форму, нам легче будет его прогнать. Давайте каждый вспомнит свой страх, самый большой. Может, кто-то боится темноты, или собак и тараканов, или одиночества, а может быть, еще чего-то... Вспомните, возьмите в руки карандаши и картон и на картонке, вспоминая свой страх, нарисуйте его форму. Может быть, он колючий и острый, или мягкий, как туман? Почувствуйте его на секундочку и нарисуйте как можно точнее, обращая особенное внимание на внешнюю форму, на контур. 
А теперь возьмите ножницы и вырежьте его, а чтобы мы все могли узнать этот страх, напишите на нем его имя. Не показывайте свою работу соседям и не подписывайте, на нашем огоньке это совершенно необязательно. 
Сейчас мы зажжем наш волшебный экран. Он оживит ваши страхи, но не выпустит за свои пределы. Устраивается небольшой театр теней. Каждый страх попадает на него, и действительно как будто оживает. Посмотрев на него несколько секунд, ребята пытаются угадать, что же это за страх, если не отгадывают, то можно прочитать его название. 
Ни в коем случае не требуйте от хозяина страха, чтобы он признался, что это его страх. В течение огонька постоянно обращайте внимание на то, что, если кто-то не хочет говорить, что это его страх, то и не нужно. В любом случае, пока вы угадываете страх или даете ему название. Изначально страхи можно не называть, а дать им имя в течение обсуждения. Пусть ребята попробуют угадать его или назвать. А хозяин, если захочет, скажет, кто был наиболее близок к истине. Хозяин страха выскажет свою точку зрения и, может быть, анонимно ему легче будет это сделать. 
Узнав, что же это за страх, ребята могут вспомнить, как боялись или все еще боятся того же самого, и обязательно посоветовать, как можно от этого избавиться, если им самим это удалось или они думают, что знают, как это сделать. 
Вот мы и познакомились со всеми нашими страхами. А теперь давайте попробуем от них избавиться. 
Перед чем в самом начале огонька отступили все наши страхи? Перед кругом друзей, освещенным маленьким теплым огоньком свечки. Так давайте дадим возможность этому огоньку прогнать страхи из нашего круга навсегда. Возьмите каждый свой страх, сядьте на места и закройте глаза. Подумайте, вы так долго были знакомы со своим страхом. Он жил рядом с вами, и отпускать его, не попрощавшись, было бы просто нехорошо. Не открывая глаз, про себя поговорите немного со своим страхом и попрощайтесь навсегда, потому что наш огонек откроет для него дверцу в другой мир, где живут одни только страхи, большие и маленькие, и прийти оттуда обратно нельзя. 
Кто попрощался, может встать, подойти к нашей дверце и выпустить туда свой страх. (Страхи сжигаются. Не забывайте о противопожарной безопасности

Огонек «Письмо другу» (8-11 день смены) участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным (принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда – любой
Огонек «Я не понимаю» (20-22 день смены) бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему ….?». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
Огонёк  «Разговор в темноте» (21-22 день смены) матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде. 
Огонек «Разговор с игрушкой» (20-22 день смены) каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт. • Разговор с попутчиком (20-22 день смены) ситуация – закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходившем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда любой.
Огонек «Ситуативный» («электрический стул») – один участник находится спиной к аудитории, все пишут краткие характеристики этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующий текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Даёт возможность дать оценку поведения того или иного ребёнка – членами отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда – высокий.
Огонек «Круг молчания» (10-16 день) – все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряжённость внимания, обстановка – провоцирует эмоциональный всплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Огонек «Наедине с собой» (ситуативно) - говорящий выходит в круг к свечке. Путём использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.
Огонек «Разговор со свечой» – создаётся ситуация, в которой человек вслух может высказывать мысли «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде