8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

​Никуда не едем или популярные мифы о лагере

Лагерь – уникальный опыт для ребенка, место, где он учится по-новому взаимодействовать с людьми, осваивает навыки социализации и самопрезентации. Но не все родители считают этот вид досуга подходящим. Есть разные причины, по которым мамы и папы не хотят отправлять ребенка на смену. Некоторые из них встречаются редко и обусловлены какими-то личными обстоятельствами или взглядами семьи. Но есть причины общие, которые озвучивает едва ли не каждый третий родитель. Мы решили выбрать самые популярные из таких причин и посмотреть, насколько обоснованы те или иные опасения.

Это очень опасно

По статистике в России ежегодно регистрируется порядка 3 миллионов детских травм, то есть в больницу ежегодно обращается каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.

Во время летних каникул количество случаев травматизма традиционно растет. Дети больше времени проводят на улице, зачастую они предоставлены сами себе. Отсутствие опыта, увлеченность и азарт, недостаточная осторожность могут приводить к тому, что количество переломов, ушибов и сотрясений значительно вырастает.

Было бы глупо утверждать, что лагерь может быть панацеей. Разумеется, здесь ребенок может получить травму, также, как и дома: споткнувшись на лестнице или играя в футбол. Больше того – статистика несчастных случаев в лагере может быть даже выше «домашней». Все-таки в России не принято вести ребенка к врачу при каждом ушибе или царапине, а в лагере вожатый отведет его в медчасть, даже если никаких внешних признаков травмы нет, и в результате самое незначительное происшествие будет должным образом зафиксировано в документах.

Однако стоит помнить, что в лагере ребенок находится под присмотром вожатого 24 часа 7 дней в неделю, и вожатый несет уголовную ответственность за его жизнь и здоровье. Поэтому можно не сомневаться, что каждый сотрудник лагеря приложит максимальные усилия, чтобы обезопасить ребенка. Именно поэтому все мероприятия смены максимально регламентированы. Повышенные требования к дисциплине и даже иногда догматизм призваны снизить потенциальный риск и исключить даже малейшую возможность травмы. О некоторых таких правилах и регламентах вы можете прочитать здесь.

Кстати, о вожатых

Многие родители полагают, что в лагере работают первокурсники-практиканты, которым и собаку выгулять не доверишь, что уж говорить о ребенке.

Конечно, в разных лагерях вожатых выбирают и готовят по-разному. Однако те из них, которые дорожат репутацией (они же, как это не удивительно – самые популярные на рынке), подходят к подбору вожатых очень тщательно. Во многих из них существуют собственные школы вожатых, профессиональные стандарты и традиции.

Например, такая школа есть в Мосгортур – Центральная школа московских вожатых. Здесь подготовка разбита на три этапа и включает в себя строгий отбор и сертификацию. Поскольку «вожатый» по большей части сезонная работа, то для практики и проверки благонадежности вожатого были запущены проекты «Продленка», «Мастерская полезных каникул» и «Катки», в ходе которые вожатые учатся работать с детьми, правильно играть, организовывать мероприятия.

Какой бы ни была школа, основными компетенциями вожатого помимо умения работать с детьми, остаются: отличные знания норм и правил организации работы детского лагеря, владение навыками оказания первой помощи, базовые знания в области конфликтологии и возрастной психологии. Ну и, конечно, вожатому не помешают крепкая нервная система, бесконечное терпение и фантастическая изобретательность. Только такие и работают в по-настоящему хороших детских лагерях.

Мой ребенок не сможет

Не сможет вовремя поменять носки, постирать шорты, вымыть голову, жить в одной комнате с другими детьми. Вариантов масса, но вердикт всегда один – в лагерь не поедет.

Конечно, родитель знает своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Однако даже самый несамостоятельный ребенок обязательно когда-нибудь станет взрослым. Тоже – несамостоятельным, если вовремя ситуацию не изменить.

Дети всегда тянутся друг за другом, лагерь – не исключение. И в ситуации, когда ребенок, которому, возможно, впервые в жизни доверили самостоятельно решать свои бытовые проблемы, и который видит, что другие дети их с успехом решают, наверняка проявит инициативу и, пусть не очень быстро и не очень ловко, но начнет учиться следить за вещами, мыть, стирать и складывать.

Тем, у кого это получается не так успешно – помогают вожатые. Например, одна из лагерных традиций, которая существует почти повсеместно – Операция Уют», когда каждый отряд должен прибрать у себя в комнате и получить за это соответствующую оценку от вожатого. Конечно, это не означает, что детей заставят мыть пол и окна. Их задача – разобрать вещи и разложить их по местам, поставить аккуратно обувь, правильно застелить кровать. Соревнуясь друг с другом, даже не самые большие любители порядка подтягиваются и проявляют чудеса аккуратности.

Лагерь – это уравниловка

Конечно, в лагере все делают вместе. Вместе просыпаются, делают зарядку, идут в столовую, купаться или на экскурсию. Не потому, что вожатым или руководству лагеря хочется заставлять детей делать то или не делать этого. А потому, что это позволяет обеспечить детям безопасность с одной стороны и качество отдыха – с другой.

Представьте себе лагерь на сто человек, в котором каждый ребенок делает что хочет и когда хочет. А лагерь на тысячу или на две тысячи отдыхающих? Можно ли в таких обстоятельствах держать ситуацию под контролем, проследить, чтобы каждый был накормлен, вымыт и вовремя лег спать, если не установить четкие и понятные правила, которым следуют все?

Помимо организационных моментов, важно помнить о том, что режим дня полезен самому ребенку. Психологи настаивают, что режим дня помогает ребенку сохранять баланс между работой и отдыхом, делает его более уравновешенным, спокойным и помогает сконцентрироваться, формирует полезные привычки. Согласитесь, все это будет полезно ребенку не только в лагере, но и в повседневной жизни.

Это настоящий «совок»

Детские лагеря живут и развиваются в тех же самых условиях, в которых живем мы с вами, поэтому полагать, что они стояли на месте пока мы жили последние двадцать шесть лет - очень странно. Конечно, лагеря бывают разные, но в большинстве из них ушли в прошлое комнаты на пятнадцать детей, туалеты на улице, холодная вода в рукомойниках и баня раз в неделю.

Сегодня стационарные лагеря предлагают довольно высокий уровень бытового комфорта. С расселением детей не более чем по четыре человека в номере, с туалетом на комнату или блок, с Wi-Fi на территории и в корпусах и многие другие вещи, которыми мог бы гордиться даже «взрослый» отель.

Изменилось и содержание отдыха. Если раньше качество программы в детском лагере определялось количеством кружков и секций, то сейчас требования к формату гораздо выше. Так, большинство лагерей предлагает конкретную тематику каждого заезда: робототехника, математика, история, театральное искусство, программирование или английский язык.

Большинство программ имеют сквозную структуру, когда каждое занятие сегодняшнего дня становится фундаментом для завтрашнего. Такая схема позволяет систематизировать программу и помочь ребенку сформировать общее понимание процесса смены, увезти домой законченный и устойчивый набор навыков и впечатлений.

Как бы то ни было, выстраивать свое отношение к детскому лагерю, ни разу его не увидев, основываясь на воспоминаниях из детства или комментариях знакомых – не очень рационально. Ваше восприятие и восприятие вашего ребенка уникальны, и чтобы понять, подходит ли такой вид отдыха вам, нужно как минимум почитать о нем побольше, а еще лучше – попробовать. Выбирайте для первой поездке лагерь поближе к дому, смену покороче и вперед! Обязательно расскажите потом, как вам понравилось.