8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Ребенок в лагере: кризисы и трудности

Поездка в детский оздоровительный лагерь - это всегда очень увлекательное и веселое событие в жизни ребенка. Но поскольку все дети разные, порой могут возникать и кризисные ситуации. В этой статье Илона Костина, начальник управления подготовки и программ детского и семейного отдыха Мосгортура, расскажет о том, с какими трудностями в лагере сталкиваются чаще всего и способах их решения.

Трудности и проблемы встречаются на каждом шагу. Хорошо, что в лагере у ребенка есть старший товарищ, вожатый, который знает как разрешить каждую из них и, что немаловажно, готов к их появлению.

Трудность № 1. Ребенок, впервые приехавший в лагерь, скучает по дому, не идет на контакт с вожатыми и сверстниками, часто плачет. Эта проблема довольно часто возникает у детей, особенно младшего возраста.

Решение. Здесь главная задача вожатого – заинтересовать ребенка тематикой смены и запланированными мероприятиями. Для этого в первый день смены вожатый знакомится с каждым ребенком, при необходимости наедине, узнает чем он любит заниматься дома и в школе, какое у него хобби, что умеет делать самостоятельно. С этой информацией вожатые могут скорректировать мероприятия в течение дня, предлагая ребенку заняться именно тем, что ему интересно.

Трудность № 2. Ребенок долго не может уснуть или наоборот просыпается слишком рано, и в итоге не соблюдает общелагерный режим. Это может мешать спать тем детям, с которыми он живет в одной комнате, что может привести к конфликту.

Решение. В этом случае вожатые должны определить причину возникшей ситуации, исходя из которой и начнут предпринимать какие-либо действия. Например, проблема могла возникнуть из-за смены часовых поясов, и ребенок придет в норму после акклиматизации. Если же он все-таки не смог привыкнуть к режиму дня, то вожатый должен обязательно сообщить об этом своему руководителю и проконсультироваться с врачом лагеря и психологом.

Трудность № 3. В лагерь могут приехать дети, называемые «трудными подростками». Здесь речь может идти о систематических нарушениях режима жизни лагеря, курении, воровстве, употреблении алкоголя, использовании нецензурной лексики, настраивании отряда против вожатых или вызывающем поведении.

Решение. Здесь вожатые должны постараться установить с ребятами доверительные отношения и заслужить авторитет. Главной задачей вожатого в этом случае станет научить ребят прислушиваться к своим просьбам и призывам, жить по заведенному распорядку дня в лагере и подобрать для них мероприятия, в которых им будет интересно участвовать. Возможно, это будут дебаты или спортивные соревнования.

Если вожатому не удалось переломить ситуацию самостоятельно, то он будет вынужден привлечь к решению проблемы администрацию лагеря и родителей ребенка.

Трудность № 4. В лагерь могут приехать дети с ограниченными возможностями здоровья. О приезде такого ребенка вожатые должны знать заранее, чтобы с первых минут верно начать работу по формированию взаимоотношения в отряде.

Решение. Главная задача вожатого – социализация и адаптация ребенка. Каникулы в оздоровительном лагере помогают особенному ребенку осознать, что он может общаться на равных со сверстниками и найти свое место во временном детском коллективе. Вожатые помогают раскрыть детям собственный творческий потенциал, поверить в себя, свои силы и способности.

Трудность № 5. В лагере могут возникнуть форс-мажорные ситуации: ребенок упал в обморок, получил травму, был укушен животным, у него пошла носом кровь, проявилась сильная аллергическая реакция. Для разрешения любой опасной для жизни и здоровья ребенка ситуации у вожатых есть специальная инструкция.

Говоря о трудностях и кризисах работы в лагере, нельзя обойти стороной вопрос возникновения форс-мажорных ситуаций. В том случае, если ребенок упал в обморок, получил травму, был укушен животным, у него пошла носом кровь, проявилась сильная аллергическая реакция или произошла любая другая опасная ситуация, то вожатые,

Решение. В первые дни смены вожатые в обязательном порядке знакомят ребенка с лагерем, его обычаями и традициями и проводят учения по противопожарной безопасности. Это делается для того, чтобы ребенок в случае возникновения форс-мажорной ситуации смог самостоятельно найти выход. Если ребенок все-таки пострадал в лагере, то вожатые следуют правилам оказания первой доврачебной медицинской помощи и сразу после происшествия:

  1. Убеждаются, что ситуация не представляет опасности для окружающих.
  2. Вызывают врача.
  3. Освобождают пространство вокруг пострадавшего и уводят остальных детей.
  4. Предупреждают возможность осложнений и влияния повреждающих факторов.
  5. Обеспечивают пострадавшему максимально благоприятные условия до ожидания врача или его транспортировки.

Разрешив критическую ситуацию, руководитель смены связывается с родителями и сообщает о произошедшем, с обязательным уточнением, что ребенок в безопасности и ему ничего не угрожает.

Конечно, невозможно заранее предугадать что случиться в лагере, но вожатые всегда готовы прийти на помощь своим подопечным и разрешить кризисную ситуацию.