8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Отправляем ребенка на каникулы в летний оздоровительный лагерь

Скоро наступит лето – самое любимое и ожидаемое время для детей. Уже сейчас многие семьи задумались, куда же оправить ребенка отдохнуть? Чем занять его на долгое лето?

Подарите ребенку каникулы в оздоровительном лагере, ведь это отличный, насыщенный яркими событиями и знакомствами отдых, который запомнится ему на долгое время. Детей, отправившихся в лагерь, условно можно разделить на тех, кто предвкушает поездку и уже готов к приключению, и на тех, кто впервые столкнется с лагерными буднями. Однако для всех детей лагерь – это особая, отдельная реальность с новыми знакомствами, демонстрацией своих талантов и способностей, временной свободой от родительской опеки и морем положительных эмоций.

Сегодня, Василий Овчинников, генеральный директор ГАУК «Мосгортур», расскажет, как подготовить ребенка к первой поездке в лагерь, чего ожидать от путешествия и как родителям обрести уверенность и спокойствие перед детской поездкой.

Конечно, каждый родитель будет волноваться, понравится ли ребенку в лагере, как пройдут каникулы и сможет ли он подружиться с другими детьми? Поэтому еще дома нужно оценить психологическую готовность ребенка к каникулам в новой для него обстановке, без родителей, знакомых или друзей.

Определяем психологическую готовность ребенка к поездке в лагерь

Итак, в лагере, как и в любом другом сообществе, существуют четко определенные правила и традиции, поэтому одним из ключевых показателей психологической готовности ребенка к лагерю является его умение следовать определенной инструкции, призывам взрослых. Это особенно важно в первые дни смены, когда дети знакомятся друг с другом и лагерем. Если ребенок не слышит или не выполняет просьбу, то ему будет сложно органично влиться в жизнь отряда. Так, наиболее проблемными для детей правилам в лагере обычно являются:

  • «Закон ноль-ноль» - уважительное отношения ко времени, точной явки без опозданий на все лагерные мероприятия, соблюдение регламента времени.
  • «Закон поднятой правой руки» - сигнал «внимание», по которому необходимо перестать разговаривать, шуметь, спокойно воспринимать информацию.
  • «Закон территории» - уход за пределы лагеря должен быть согласован со старшими, пребывание посторонних людей на территории лагеря также требует согласования.

Следующий показатель готовности ребенка к поездке – его способность к самоорганизации. Если у ребенка сложности с соблюдением режима дня, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены (Сможет ли ребенок почистить зубы, сменить одежду и нижнее белье, завязать шнурки, принять душ?), то в лагерь ему ехать еще рано.

Еще одним показателем готовности к поездке является умение ребенка принять неудачу. Например, в лагерном футбольном соревновании ребенок-вратарь пропустил мяч и из-за этого команда проиграла. Ребенок оказался в ситуации неуспеха. Здесь вожатому важно не допустить насмешки и укоров в адрес ребенка со стороны отряда. Грамотная работа вожатого в данной ситуации заключается в следующем:

  1. Разобрать сложившуюся ситуации на вечернем анализе дня и донести до отряда, что любая победа зависит от работы всей команды.
  2. Создать ситуацию успеха для ребенка. Для этого вожатый предлагает ребенку принять участие в другом мероприятии дня, которое сможет подчеркнуть его сильные стороны.

Сам же ребенок должен суметь принять сложившуюся ситуацию и помочь вожатому грамотно разрешить ее.

Особенно важным фактором является умение ребенка идти на контакт с вожатыми, ровесниками, быть частью своего отряда. Жизнь в оздоровительном лагере строится на четко определенных правилах и традициях, взаимоотношениях групп детей, поэтому умение ребенка стать частью команды очень важно для органичной жизни в течение всей смены.

Готовность ребенка к детскому лагерю в первую очередь определяют его родители, поскольку только они полностью знают весь процесс социализации своего ребенка (ходил ли в садик, как чувствует себя в классе, на сколько быстро идет на контакт).

Перед поездкой в детский лагерь родители должны пообщаться со своим ребенком, настроить его положительно к поездке, пробудить интерес к лагерю, совместно выбрать лагерь и показать фотографии прошлых смен, рассказать, что его ожидают новые знакомства, впечатления. Родителям следует заранее узнать про распорядок дня, правила лагерной жизни и подробно рассказать о них ребенку.

Если из разговора родители делают вывод, что по каким-то причинам ребенок не готов ехать в лагерь или ему будет там некомфортно, то, возможно, есть причина обратиться к детскому психологу. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Если ребенок едет в лагерь впервые, то можно начать с краткосрочных, например, весенних и осенних смен (до 7 дней).

Иногда, в силу некоторых обстоятельств, подросток, уже бывавший в лагере, может оказаться не готовым к поездке в лагерь. Это может произойди из-за первой любви, потери близкого человека, прошлого негативного опыта поездки в лагерь, произошедших физиологических изменений (лишний вес, излишняя потливость, гормональные изменения), незавершенных дел, негативных привычек, запрещенных на территории лагеря (курение) или травмы, которая будет мешать подростку выступить наравне с другими членами отряда.

Что происходит в детских оздоровительных лагерях

Главный человек в лагере - это вожатый, он отвечает за жизнь и здоровье детей, их игровую и образовательную деятельность, подготовку и проведение отрядных сборов и общелагерных мероприятий, а также за соблюдение дисциплины в отряде и организацию передвижения детей по территории лагеря и во время экскурсии. В детских оздоровительных лагерях, сотрудничающих с Мосгортуром работают вожатые, которые прошли специальную подготовку, аттестацию и сертификацию и обладают всеми необходимыми компетенциями, включая умение правильно оказать первую медицинскую помощь. Многие из них имеют педагогическое образование.

Перед началом работы с группой вожатый заочно знакомится с детьми, учитывает возрастные особенности группы, поэтому очень важно передавать организаторам поездки все требуемые документы, а также сообщать о всех индивидуальных особенностях и заболеваниях заранее.

Например, зная, что вожатый будет отвечать за группу детей младшего школьного возраста (7-11 лет), он будет учитывать, что представители этой возрастной категории обычно крайне любопытны, энергичны, впечатлительны, легко идут на контакт и непосредственны в общении. Их основной способ знакомства с миром – это игра. А благодаря различным тематическим мастер-классам, и конкурсам в лагере, дети узнают много нового об окружающем мире, иностранных языках, истории, естественных науках, искусстве, творчестве и природе.

А самой большой проблемой этого возраста является желание вернуться домой и слезы, особенно в первые пару дней, пока они не успели понять где очутились. В начале смены домой просятся практически все. Это временное явление, связанное с периодом адаптации, который может длится от 2-3 суток до недели. Необходимо дать ребенку некоторое время привыкнуть к новым правилам, познакомиться со сверстниками, почувствовать себя важной частью отряда, а вожатым – возможность заинтересовать ребенка новыми для него увлечениями. Беспокоиться следует только в том случае, если ребенок начинает проситься домой в середине или конце смены.

Если речь идет о детях подросткового возраста (11-14 лет), то здесь вожатые принимают во внимание интенсивное формирование независимости суждений и действий, собственных моральных установок, самосознание, развивается самостоятельность и инициативность. Круг интересов становится более избирательным и широким. Дети в этом возрасте охотно участвуют в викторинах, конкурсах, концертах, фестивалях, командных спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Хотя есть и свои сложности: дети становятся менее уравновешены, более упрямы и вспыльчивы, чаще возникают конфликтные ситуации.

Для детей старшего школьного возраста (15-17 лет) характерно развитие навыков логического и теоретического мышления, потребность к общению со сверстниками и познанию себя, формирование самоутверждения, привычек и образа жизни, появление первых попыток ответственности и взаимопомощи. Они охотно собираются всем отрядом, чтобы поговорить «по душам», петь под гитару, устроить костер. Для ребят этой возрастной категории подходят дискуссии, диспуты и беседы на какие-нибудь «острые темы», интеллектуальные игры, театральные постановки, концерты.

Это непростое время для ребенка, во время которого обостряются комплексы, самооценка становится неустойчивой, появляется стремление к максимальной самостоятельности.

Имея в виду все эти особенности возрастов и основываясь на своем опыте, вожатые и создают незабываемые детские каникулы.