8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Как подготовиться к инклюзивной смене в детском лагере

В 2015 году был отменен СанПиН, который ограничивал в возможностях отдыха детей с ОВЗ в детских лагерях. Теперь решение о том, может ли конкретный ребенок поехать в лагерь, принимает врач, выдавая справку формы 0-79У, которую каждый ребенок обязан предоставить в момент заезда в лагерь. По новым правилам дети с разной формой инвалидностью могут, наконец, отправиться в детский лагерь наравне со своими сверстниками.

Конечно, инклюзивные смены нуждаются в дополнительной подготовке. Например, требуются вожатые, которые умеют провести мероприятие так, чтобы все дети чувствовали себя талантливыми и успешными. Нужна работа над инфраструктурой лагеря. Есть вопросы, которые требуют управленческих и стратегических решений. Разумеется, нужна программа, которая предусматривает возможность гибкого управления наполнением, чтобы вожатые могли адаптировать смену под конкретный отряд, но не потерять в количестве и качестве проводимых мероприятий.

Начиная с 2015 года Мосгортур провел целый ряд инклюзивных смен для детей, с разными типами ОВЗ: слабослышащих, с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, для детей с синдромом Дауна. За это время мы накопили некоторый опыт, и хотим рассказать, какие факторы нужно учесть при подготовке такой смены и на что стоит обратить внимание родителям ребенка с ОВЗ, при выборе лагеря.

Подготовка инклюзивной смены включает в себя четыре основных направления: подготовка вожатых, подготовка родителей «обычных» и «особенных» детей, знакомство «особенных детей» с традициями и инфраструктурой лагеря, подготовка программы либо адаптация существующей.

Начнем с подготовки детей и родителей. Есть два типа проблем, которые нужно решить на этом этапе: организационные страхи и опасения и социальные. Организационные страхи включают в себя, например, боязнь родителей, что у ребенка недостаточно развиты навыки самообслуживания или он не сможет вписаться в режим дня. Их можно устранить, организовав экскурсию в лагерь, где будущие участники смены смогут познакомиться с инфраструктурой лагеря, посмотреть на сотрудников, посидеть на кроватях и за столом, погулять по открытым площадкам. На этом этапе уходит значительная часть опасений: родители видят, что пандусы прикручены, комнаты обустроены, а вожатые вполне в состоянии помочь детям и найти с ними общий язык.

Социальные опасения можно  решить двумя способами: организацией инклюзивных экскурсий или мастер-классов, в которых дети участвуют без родителей, пробными выездами в лагерь на 2-3 дня либо консультацией с психологом.

Кроме того, на первом этапе будет полезно познакомить родителей с куратором.

Куратор – это человек, которому можно будет задать любой вопрос о лагере, ребенке или программе. И который будет на связи круглосуточно, в хорошем настроении и с неограниченным запасом времени на разговор. У него всегда должны быть подходящие слова, чтобы снять любые тревоги и опасения.

Важно помнить, что родители «обычных» детей нуждаются в подготовке не меньше, чем родители «особенных». К сожалению, в России инклюзивный подход в настоящий момент остается редкостью, и большинство родителей боятся, что их ребенок не воспримет и не сможет наладить контакт со сверстником с ОВЗ. Конечно, развитие толерантности в родителях не может быть задачей организатора лагерной смены, но стоит подготовиться к возможным возражениям и страхам, запастись аргументами и соответствующими примерами. Накопленными в ходе предыдущих смен.

К подготовке вожатых тоже важно отнестись со всей серьезностью. Лучше всего выбрать людей, которые уже отработали несколько смен в лагере и зарекомендовали себя, как хорошие специалисты. Идеально, если у них есть профильное образование, например, в коррекционной педагогике. Но вряд ли стоит считать это обязательным условием. Им надо обеспечить возможность дополнительного обучения именно по инклюзивным программам и пройти соответствующую практику в партнерских центрах для детей с ОВЗ.

Вожатых необходимо познакомить с детьми еще до проведения смены. Это можно сделать во время ознакомительного выезда в лагерь либо организовав специальную встречу в городе. За время встречи вожатые должны иметь возможность поговорить с каждым ребенком, постараться найти с ним контакт, организовать совместную игру или творческое занятие.

Кроме того, вожатые должны поговорить с родителями, которые расскажут об особенностях поведения детей, о том, какой подход к ним работает в каких случаях, и на какие признаки следует обращать внимание при проведении мероприятий.

Важно, что на инклюзивной смене количество вожатых в каждом отряде нужно увеличить в зависимости от состава отряда, возраста и особенностей детей. Чтобы во время любого мероприятия можно было, например, разделить группы детей на подгруппы или организовать отдельный мастер-класс для тех, кто не захотел участвовать в основном.