Летчик-космонавт Михаил Корниенко встретился с финалистами конкурса «Солнечный парус»
С 19 по 21 сентября в подмосковном лагере «Радуга» прошел финал конкурса вожатского мастерства «Солнечный парус — 2025», открытие нового сезона проекта «Вожаторий» и IV инструктивный выезд.
В мероприятии приняли участие более ста специалистов детского отдыха, включая вожатых, старших вожатых, руководителей программ и смен, а также педагоги регулярных занятий проекта «Досуг в парках». Для участия в конкурсных испытаниях в лагерь были приглашены дети — именно с ними вожатые демонстрировали свое мастерство.

Финал «Солнечного паруса — 2025»: вожатые в действии
В финале состязались девять команд в номинации «Пульс лагеря» и три команды в номинации «Ритм города». Участникам предстояло пройти серию испытаний, в ходе которых они показывали навыки работы с детьми, решения педагогических ситуаций, творческого оформления мероприятий и командного взаимодействия. Оценивалось умение вдохновлять, удерживать внимание, адаптировать форматы под возраст и интересы ребят, а также создавать атмосферу доверия и вовлеченности.
Победителями стали команда «ЗАмы» в номинации «Пульс лагеря» и команда «О.П.Т.И.М.И.С.Т» в номинации «Ритм города». Жюри отметило высокий уровень подготовки финалистов, их способность мыслить нестандартно и работать с детской аудиторией, непредсказуемыми ситуациями и ограниченными ресурсами.


«Вожаторий» с Михаилом Корниенко и мастер-класс по маркетингу
В рамках финала состоялось открытие нового сезона проекта «Вожаторий», предназначенного для профессионального развития вожатых. Первым спикером нового сезона стал летчик-космонавт, герой России Михаил Корниенко.
Он рассказал о своем пути в профессию — от детства в Сызрани до первого полета в космос в возрасте 45 лет. На подготовку, по его словам, ушло более 40 лет, за которые было сдано свыше 250 экзаменов.
Корниенко подчеркнул, что ключевым качеством в профессии космонавта является стрессоустойчивость. Он привел пример из парашютного спорта: когда человек выпрыгивает из самолета, страх исчезает — остается концентрация на задаче. Аналогичный принцип, по его словам, работает и в космонавтике: в критический момент мозг переключается на выполнение конкретных действий. Он отметил, что ни одно желание не дается без возможности его осуществить, и путь к цели требует настойчивости.
Также он рассказал о быте на МКС, о работе в невесомости и о выходах в открытый космос.
«Чтобы передать какие-то знания детям, эти знания нужно иметь самому. Я желаю вожатым постоянно самосовершенствоваться, быть образованными и обладать широким кругозором. Это очень важно», — рассказал Михаил Корниенко.

В рамках программы для вожатых также состоялся мастер-класс по маркетингу и продвижению, который провела заместитель генерального директора МОСГОРТУРа Юлия Чигинцева.

Итоги лета и работа с коллективом: инструктивный выезд для АПП и педагогов проекта «Досуг в парках»
Для старших вожатых, руководителей смен, руководителей программ прошла отдельная программа, посвященная подведению итогов летней оздоровительной кампании 2025 года. Участники обсудили эффективные практики, сложные кейсы и механизмы взаимодействия внутри вожатских коллективов. Особое внимание было уделено сессиям по командообразованию, работе с документацией и управлению в условиях многозадачности.
По итогам летнего сезона были отмечены лучшие административные команды:
- Лучшей административной двойкой признана команда Полины Садковой и Ларисы Артеменко.
- Лучшей административной тройкой — команда Оксаны Сазоновой, Марины Новиковой и Татьяны Шевандиной.
- Лучшей административной четверкой — команда Ирины Пиввуевой, Екатерины Крохиной, Анны Панфиловой и Ирины Андреевой.

Отдельная программа была организована для педагогов проекта «Досуг в парках». В рамках выезда они получили возможность познакомиться друг с другом, обменяться успешными практиками и обсудить особенности проведения занятий в городской среде.
Также педагоги провели для участников выезда занятия по своим направлениям. Например, Павел Тюркин представил практику цигун — участники освоили базовые техники дыхания и расслабления, направленные на восстановление энергетического баланса, а педагог Лариса Магомедова провела занятие по рисованию, направленное на развитие творческого мышления и внимательности к деталям. Дополнительно прошли занятия по танцам, TRX-гимнастике и эбру — восточному искусству рисования на воде.




