8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Как новый закон о детском отдыхе отразится на отрасли?

18 апреля президент России Владимир Путин внес изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Поправки касаются безопасности детского отдыха, и организаторы будут обязаны исполнять новые требования уже в этой летней оздоровительной кампании. Генеральный директор МОСГОРТУРа, крупнейшего организатора детского отдыха в России, Василий Овчинников комментирует новую редакцию закона.

Как отразится закон на организаторах отдыха? Смогут ли они соответствовать его требованиям уже в эту летнюю оздоровительную кампанию?

Никаких требований, которые ограничивают организаторов отдыха, не вводится. Все изменения — это, по сути, косметические улучшения действующего законодательства. Однако они расширяют перечень задач, за которые отвечают различные органы исполнительной власти. Это приведет к увеличению штата госслужащих для наблюдения, контроля за индустрией детского отдыха и его поддержки.

У организаторов отдыха могли бы возникнуть проблемы, если бы поправка к закону о туристических маршрутах носила не рекомендательный, а обязательный характер. Например, если мы везем детей из городского лагеря в музей на метро с двумя пересадками, нам бы пришлось разрабатывать и утверждать такой маршрут на уровне региональных властей. А если бы дети ехали на экскурсию на автобусе и водитель решил объехать пробку, то это было бы нарушением.

В новой редакции закона региональные органы исполнительной власти должны размещать у себя на сайтах реестры организаций отдыха детей. Обяжут ли организаторов отдыха сотрудничать только с лагерями из реестра или это тоже рекомендательная мера?

Реестры были введены больше года назад. Это excel-таблица, которую теперь просто требуют публиковать в интернете. Предполагается, что родители, полиция, пожарные и Роспотребнадзор могут с этим списком сверятся и предпринимать какие-то действия или делать выводы. Реестры — это не проблема предпринимателей, это ответственность губернаторов собрать и опубликовать информацию об организациях, в которых дети отдыхают и оздоравливаются.

Пока реестры – это просто списки лагерей, но мне изначально нравилась идея, что будет некая форма гарантии, что те или иные места размещения приспособлены для отдыха организованных детских групп без родителей. Это значит, что у них есть соответствующая инфраструктура, подготовленный персонал, там соблюдаются все меры безопасности и есть условия для организации детского питания. Тогда организаторам отдыха будет легче выбирать базы и реализовывать тематические программы в ограниченном количестве соответствующих лагерей, гостиничных комплексов или детских центров. В этом случаем менеджмент таких баз отдыха сосредоточился бы на хозяйстве и развитии инфраструктуры.

Какое влияние будет иметь требование публиковать обращение родителей в открытом доступе? Сделает ли это детский отдых действительно безопасным или еще сильнее забюрократизирует отрасль?

Скорее всего, ни то, ни другое. Все нововведения, в том числе и возможность ускоренного рассмотрения обращения граждан, — это нагрузка на чиновников, хотя уже сейчас почти везде обращения фиксируются в электронных системах документооборота. Закон об обращениях граждан достаточно жестко регламентирует сроки и содержание ответов, по повторным обращениям - особый контроль.

Вообще мы не видим особой ценности в публикации в открытом доступе переписки родителей с региональными властями или организаторами отдыха. По сути, родители и так могут опубликовать свои обращения и ответы на них у себя в соцсетях. Для повышения уровня безопасности детского отдыха, на мой взгляд, необходимо в первую очередь публиковать акты и заключения структур, которые проверяют лагерь на соответствие всем необходимым требованиям. Доступность этих документов будет полезна как родителям, так и участникам рынка.