8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Дорога в будущее: чему стоит учиться уже сегодня

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни хотел бы уметь предсказывать будущее. Чтобы не планировать, не загадывать, не предполагать, а знать точно и наверняка. Например, точно и наверняка знать, чему учить ребенка, как помочь ему не просто найти работу, но быть по-настоящему успешным, востребованным и счастливым человеком.

Можно погадать на кофейной гуще, заглянуть в хрустальный шар или разложить карты Таро в полночь на кладбище, но лучше прислушаться к людям вокруг. Послушать экспертов, почитать прогнозы, проанализировать уже существующие процессы.

Вы заметили, например, что в январе 2017 года Сбербанк заявил о сокращении 3 тысяч рабочих мест из-за внедрения в систему робота-юриста. Этот робот возьмет на себя рутинную часть работы: он будет писать исковые заявления. И будет делать это быстро, аккуратно, без ошибок, круглые сутки без сна и отдыха. Люди здесь больше не нужны.

А еще раньше Герман Греф, глава банка, пообещал, что через пять лет 80% решений банк будет принимать не на основании рекомендаций специалистов, бухгалтеров, экономистов или социологов. Решения будут приниматься автоматически с помощью электронных алгоритмов и систем аналитики. А люди, которые считают и анализируют цифры в сотни раз медленнее компьютеров, снова останутся не у дел.

На что стоит обратить внимание уже сегодня, чтобы помочь ребенку обеспечить себе карьеру, которая не оборвется из-за появления очередного слишком умного робота?

Информационные технологии

Это тренд, который невозможно игнорировать. Явно и очень скоро нас ждет развитие так называемого интернета вещей. Когда ваш холодильник сам закажет и оплатит заканчивающееся молоко, системы климат контроля отрегулируют подачу тепла в квартире, а кошачья кормушка как профессиональный ветеринар научится следить за рационом кота.

Развитие этих технологий означает в том числе, что понадобятся люди, которые смогут программировать, настраивать и управлять всеми этими системами. По мнению специалистов, подготовивших «Атлас новых профессий», вскоре в мире появятся такие специальности, как проектировщик нейроинтерфейсов, куратор информационной безопасности, киберследователь, разработчик моделей big data и цифровой лингвист. Эти люди будут отвечать за самые разные стороны взаимодействия с технологиями. Например, основной задачей проектировщика нейроинтерфейсов станет создание программ, совместимых с нервной системой человека, а разработчик моделей big data будет помогать корпорациям осваивать полученную из интернета информацию и делать из нее выводы.

Что это означает в практическом плане? А то, что ребенок, который умеет взаимодействовать с программой, понимать ее логику и предвидеть действия, уж точно не останется без работы. И самое время начать с этой логикой знакомиться. Для этого подойдут серьезные школы программирования при крупнейших московских вузах. Например, при МГТУ им. Н. Э. Баумана. А для первого знакомства можно отправить ребенка на смену «Учимся думать» в подмосковном лагере «Радуга» (читать описание программы).


Транспорт

Транспорт – важная составляющая экономики любой страны. Понятно, что его развитие идет ускоренными темпами: двигатели становятся все мощнее, расход топлива – все экономичнее, машина наносит все меньше вреда окружающей среде. Но это развитие, а в чем же будет прорыв?

В конце 2016 года компания Uber запустила пилотный проект беспилотных такси. Машины ездили в Сан-Франциско, а с беспилотным водителем присматривал живой человек, готовый в любой момент взять управление на себя.

Это только первый опыт, и пока сложно сказать, что он завершился потрясающим успехом. К водителям-роботам пока еще слишком много вопросов, чтобы считать такое такси абсолютно безопасным и внедрять в широкое пользование. Однако вполне ясно, что это первый из шагов, и рано или поздно люди пересядут на дешевые, пунктуальные, вежливые, бесстрастные и молчаливые беспилотные такси.

А значит понадобятся люди, которые знают, как научить машину соблюдать правила движения, понимать, чего хочет клиент, и находить оптимальный маршрут. Например, разработчики программ для транспорта и управления транспортными потоками, специалист по организации безопасности транспорта, который будет следить за информационными, технологическими и экологическими угрозами для транспортных сетей, строитель умных дорог.

Как и в случае с IT-сферой, этих людей будет объединять умение мыслить логически, правильно и быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как и в первом случае, этот навык будет вырабатываться не только в школе или на курсах, но и во время дополнительных занятий, внешкольной деятельности детей и, конечно, программ в детском лагере.

Робототехника

Эксперты прогнозируют, что совсем скоро электрическая бабушка из фантастического рассказа Брэдбери станет реальностью для миллионов людей. Процесс конструирования становятся совершеннее, мобильнее и дешевле с появлением каждого нового поколения роботов. Согласно исследованиям компании Cisco, количество домашних роботов в городах уже сегодня удваивается каждые 9 месяцев, а уже к 2020 году электронные помощники станут привычной частью быта для многих горожан.

Роботы помогут присмотреть за детьми и пожилыми родственниками: они будут контролировать безопасность, следить за графиком приема лекарств, связываться с врачом и вызывать «Скорую помощь», развлекать, помогать с уроками, гулять с домашними питомцами и готовить еду.

И значит востребованными станут такие профессии, как проектировщик домашних и медицинских роботов, проектировщик детской робототехники и специалист по обучению людей взаимодействию с техникой.

Всему этому наши внуки научатся с самого рождения. Взаимодействие с роботами станет для них так же естественно, как для наших детей – взаимодействие с телефоном и планшетом. Наша задача, как всегда, помочь им подготовиться к переменам быстро и безболезненно, уже сегодня записывая их на курсы робототехники, предлагая соответствующую литературу.

Но и каникулы могут стать важной частью этой подготовки и адаптации. Например, робототехника входит в программу «Лагеря мастеров».

Какой бы путь не выбрал ребенок, очевидно: главное, чему его стоит научить, это не бесчисленное количество фактов и цифр, не набор правил и аксиом. Весь этот набор устареет раньше, чем он успеет получить свою первую зарплату. Сегодня ребенка стоит учить учиться, мыслить быстро и гибко, понимать правила и алгоритмы компьютерного программирования и не бояться перемен.