8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Экспонат дня: как на самом деле выглядел Суворов?

Возможно, наше понятие о наружности знаменитого военачальника не соответствует тому, каким он был на самом деле, ведь никто не знает, какого роста был Суворов — не сохранилось ни одного его мундира, не говоря о точном изображении. Художникам полководец позировал неохотно, натурные портреты можно пересчитать по пальцам, да и авторами чаще всего были живописцы второго, а то и третьего ряда.

В 1786 году Левицкий получил заказ на серию портретов кавалеров ордена Святого Владимира, учрежденного Екатериной II в 1782 году. Суворов был представлен к этой награде одним из первых летом 1783 года — «за присоединение разных кубанских народов к Российской империи».

На портрете видны всего две награды: вышеупомянутый орден Святого Владимира первой степени и орден Святого Георгия второй степени, пожалованный Суворову за взятие турецкой крепости Туртукай. Награды и титулы за победы при Фокшанах и Рымнике, взятие Измаила и Варшавы, героический Швейцарский поход он получит позднее.

Что касается растиражированного в школьных учебниках образа полководца, то все началось с портрета кисти саксонского художника Иоганна Генриха Шмидта. Он написал Суворова в 1800 году в Праге, тогда полководцу было почти 70 лет. Именно с этого портрета было сделано множество списков, авторы которых нередко омолаживали Суворова и почти всегда «переодевали» его из австрийского мундира в российский, заодно меняя коллекцию многочисленных наград.


Последний прижизненный портрет А. В. Суворова. Художник И. Г. Шмидт. 1800 год. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Левицкий написал портрет на 14 лет раньше Шмидта, и, скорее всего, именно с холста в Музее Тропинина на нас смотрит настоящий Суворов.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!