8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

​Воспринимать музыку в цвете

Как рассказать людям, которые плохо слышат или не слышат совсем, о жизни и творчестве гениального композитора? Казалось бы, это невозможно. Но с такой задачей успешно справились экскурсоводы Музея А.Н. Скрябина, ведь вчера к ним в гости в рамках второго этапа проекта «Инклюзивные экскурсии» пришли 9 мальчиков и девочек с нарушениями слуха.

На цокольном этаже Музея А.Н. Скрябина собрались Аня, Катя и Лера – слушательницы Центральной школы московских вожатых, сегодня они будут сопровождать здесь группу ребят с нарушениями слуха. Девушки немного волнуются, это замечает Анастасия Ревуцкая, специалист МОСГОРТУРа и куратор программы. «Боюсь, что я не смогу понять ребенка или он меня не сможет понять», – объясняет Катя. Но Анастасия тут же успокаивает девушек: в таких ситуациях всегда можно обраться с сурдопедагогу или написать просьбу на бумаге. Инструктаж проведен, и вот в музее уже начинают собираться дети.

Первым пришел мальчик Бронислав. С Анастасией он знаком уже давно, ведь это не первая его экскурсия в рамках проекта. Кроме того, он ездил в летний лагерь с МОСГОРТУРом. Бронислав делится с Настей своими успехами (он сегодня читал стихотворение на конкурсе), а тем временем в Музей А.Н. Скрябина подъезжают остальные дети. Все они – ученики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52. Экскурсию для них сегодня проведет заведующий сектором отдела фондов и научный работник музея Арек Гайкович, а поможет ему – их педагог со знанием языка жестов Наталья Никитична.

Нарушения слуха – не препятствие для общения. Экскурсовод то и дело задает вопросы: как вы думаете, сколько лет было Скрябину, когда он носил этот костюм? Какие предметы из этого шкафа привезены с Востока? Чей портрет на картине справа от вас? Кем был отец композитора? Дети отвечают и тоже задают вопросы: «Дипломат, значит много дипломов получал?»

Педагог признается, что детям с нарушениями слуха не объясняют, что такое музыка и как ее создают. Среди воспитанников школы-интерната слышать могут единицы. Вот, например, Влад. Он с гордостью достает из кармана наушники, и рассказывает, что слушает самые разные жанры, но предпочитает отечественную музыку. Для неслышащих детей, говорит Наталья Никитична, музыка – это в первую очередь песни: «Там есть слова, ее проще понять».

Но для самого Александра Николаевича Скрябина музыка никогда не была просто набором звуков. «Она не идет никогда изолированно. Для него музыка – это и цвет, и свет, и поэзия», – говорит Арек Гайкович. Именно потому, что сам Скрябин воспринимал музыку в цвете, его творчество близко и понятно людям с нарушениями слуха. То же говорит и педагог: «Дети увидели цветомузыкальный аппарат, это было доступно для них». Сами же дети после экскурсии с трудом могут выделить, что же им понравилось больше всего: картины, интерьеры, лампа в виде солнца или то, что спрятано за ширмой. Довольны экскурсией и будущие вожатые: они не только сами познакомились с жизнью выдающегося композитора, но и развеяли свои страхи и получили ценный опыт взаимодействия с детьми, требующими особого подхода, чтобы уже этим летом применить эти навыки в летних лагерях МОСГОРТУРа.