Инклюзия
С 2015 года ГАУК "МОСГОРТУР" организует и проводит в детских оздоровительных лагерях инклюзивные смены для детей:
- с ментальными нарушениями;
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА);
- с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР).
Цель создания инклюзивных смен: вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в общую атмосферу отдыха и оздоровления, обеспечить полноценный эффективный отдых детей, развить интересы и способности детей с различными особенностями здоровья.
Что необходимо знать вожатому при общении и работе с детьми с ОВЗ
Основные правила сопровождения и взаимодействия с детьми с различными особенностями здоровья:
Дети с ментальными нарушениями.
1. Дети с расстройством аутистического спектра (далее – РАС):
- спрашивайте самого ребенка и/или сопровождающего воспитателя, какая поддержка может понадобиться ребенку;
- не стоит без нужды к детям прикасаться, т.к. они, зачастую, не переносят телесных контактов;
- не стоит пытаться настойчиво заглядывать в глаза ребенку, т.к., иногда ребенок не выдерживает прямых взглядов;
- при общении с детьми речь должна быть простой и лаконичной. Вопросы должны быть ясными и прямыми. Для начала используйте вопросы, на которые можно ответить "ДА" или "НЕТ", используйте картинки (фотографии, различные технические средства), где необходимо;
- дайте ребенку достаточное количество времени для понимания информации, которой Вы делитесь с ним, и подождите несколько секунд для того, чтобы получить ответ, если не получили его сразу;
- на каждом этапе общения с ребенком объясняйте, что Вы собираетесь сделать, что произойдет и почему;
- дети могут иногда проявлять агрессию как к себе, так и по отношению к другим. Или просто начать кричать. Это всегда имеет причину – возможно, они испугались или им что-то непонятно. Постарайтесь детей успокоить и объяснить, что происходит;
- сохраняйте постоянство и однообразие - для некоторых детей характерно сопротивление переменам;
- многие дети очень чувствительны к свету, движению, звукам, запахам и прикосновениям. Старайтесь сохранять максимально спокойную среду, чтобы снизить их уровень тревожности.
2. Дети с синдромом Дауна:
- в разговоре с ребенком (при объяснении) старайтесь говорить простыми и короткими предложениями;
- не торопите ребенка, дайте необходимое время для усвоения задания или ответа на вопрос;
- не договаривайте фразы за ребенком;
- не задавайте вопросов, требующих развернутых ответов. Для начала используйте вопросы, на которые можно ответить "ДА" или "НЕТ", используйте картинки (фотографии, различные технические средства), где необходимо;
- на каждом этапе общения с ребенком объясняйте, что Вы собираетесь сделать, что произойдет и почему;
- помогайте ребенку соблюдать правила при общении. Дети с синдромом Дауна очень открыты, дружелюбны и настроены на общение. Для того, чтобы избежать недоразумений, необходимо заранее четко обозначить правила, принятые при общении в данной конкретной ситуации;
- предлагайте альтернативу нежелательному поведению;
- в случае истерики постарайтесь не проявлять повышенное внимание к ребенку, а также позаботьтесь о том, чтобы вокруг не собирались другие люди.
Дети с нарушением слуха.
Глухие и слабослышащие дети:
- прежде чем начать разговор, убедитесь, что на Вас смотрят,
либо привлеките к себе внимание ребенка. Не надо кричать! Подойдите, коснитесь плеча ребенка или помашите ему. - не кричите в ухо ребенку, это не поможет, а звуковой "удар"
для человека со слуховым аппаратом – это, действительно, больно; - во время разговора или беседы с ребенком Ваше лицо должно быть достаточно освещено. Это необходимо для чтения с губ. Не вставайте спиной к источнику света;
- во время разговора с ребенком Ваше лицо или рот не должны быть прикрыты руками;
- говорите с ребенком, по возможности, медленнее, чем обычно,
но без лишнего артикулирования слов; - сообщение выражайте максимально простыми предложениями
и лаконично; - имейте терпение. У большинства инвалидов по слуху голос "глухой", искажена речь, нечеткие звуки. Попросите ребенка повторить
,
или написать; - если Вы заметили, что ребенок не "считывает" Вас по губам, напишите то, что хотели сказать;
- правильно реагировать на то, что переводчик русского жестового языка может Вас прервать в момент разговора, чтобы уточнить информацию.
Дети с нарушением зрения.
Незрячие и слабовидящие дети:
- по технике безопасности и правилам приличия незрячий человек держится за локоть или плечо сопровождающего с правой стороны;
- нельзя касаться трости ребенка;
- всегда обращайтесь непосредственно к ребенку, а не к сопровождающему;
- при обращении к ребенку называйте себя и представляйте других собеседников. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом;
- когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте называть по имени того, к кому Вы обращаетесь;
- описывайте коротко ребенку помещения, где Вы находитесь;
- старайтесь переводить в слова жесты, которые ребенок заведомо не увидит;
- если Вы собираетесь читать незрячему ребенку, сначала предупредите об этом;
- если Вы заметили, что ребенок сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и, при необходимости, если ребенок попросит Вас, помогите найти нужный путь;
- при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего ребенка перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений;
- при перемещении в узких проходах, при обходе препятствий сопровождающий отводит свою руку назад, а ребенок вытягивает свою руку вперед (в вытянутом состоянии) и встает за спиной сопровождающего;
- если Вы отлучаетесь, предупредите об этом ребенка, не заставляйте его говорить в пустоту. Если Вы передаёте слово ребенку, назовите его по имени.
Дети с нарушением ОДА.
Дети на инвалидных колясках:
- не надо трогать инвалидную коляску без разрешения ребенка;
- не надо держаться за инвалидную коляску ребенка;
- по мере необходимости, предлагайте свою помощь при передвижении ребенка. Если ребенок отказался от Вашей помощи, то не надо повторять и настаивать;
- при общении с ребенком присядьте рядом, чтобы Ваши глаза были на одном уровне;
- соблюдайте дистанцию, которая позволит ребенку чувствовать себя комфортно;
- если ребенок упал с инвалидной коляски, прежде чем помочь, спросите у него/или у сопровождающего воспитателя, как правильно это сделать;
- не поднимайте в одиночку ребенка на инвалидной коляске.
Дети с ТМНР.
- спросите сопровождающего воспитателя, какая поддержка может понадобиться ребенку;
- вспомните о правилах общения с детьми с различными особенностями здоровья;
- прежде
,чем что-то сказать ребенку, привлеките внимание ребенка; - убедитесь, что ребенок видит Ваши глаза и лицо в целом;
- важно не забывать обращаться к ребенку по имени;
- постарайтесь говорить мало и не быстро;
- после своих реплик оставляйте паузы для ответа. Ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной) и в разной форме (например, взглядом, улыбкой, вокализацией и т.д.);
- если ребенок ответил Вам "нет", не делайте с ним того, от чего он отказался. Если обязательно нужно сделать что-то неприятное (например, принять лекарство), предупредите ребенка о необходимости той или иной процедуры, а потом похвалите за мужество.
Для работы на инклюзивных сменах в ДОЛ вожатые ГАУК "МОСГОРТУР" проходят факультативную подготовку по программе "Подготовка и практика вожатых по работе с детьми с ОВЗ". В рамках этой подготовки вожатые приобретают теоретические знания, формируют практические навыки взаимодействия и общения с детьми с ОВЗ. Такая подготовка дает возможность вожатым познакомиться с особенностями организации индивидуальной и коллективной работы с детьми с ОВЗ разных возрастов.
Подготовка включает в себя два блока: практические занятия "Дети с ОВЗ" и факультатив "Инклюзивные смены".
Практические занятия "Дети с ОВЗ"
Практические занятия "Дети с ОВЗ" ориентированы на подготовку слушателей Центральной школы московских вожатых (ЦШМВ) к работе с детьми с ОВЗ в ДОЛ.
Практические занятия "Дети с ОВЗ" проходят в реабилитационных центрах, в музеях города Москвы на инклюзивных экскурсиях и в компаниях, в которых проходят профориентационные экскурсии для детей с ОВЗ.
Факультатив "Инклюзивные смены"
Факультатив "Инклюзивные смены" предполагает проведение специальных мероприятий по подготовке слушателей ЦШМВ, вожатых, старших вожатых, руководителей смен, педагогов-организаторов, сотрудников ГАУК "МОСГОРТУР", которые занимаются подготовкой отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в ДОЛ.
ГАУК "МОСГОРТУР" сотрудничает с организациями-партнерами, в которых проходят специальные мероприятия:
- АНО "Центр реабилитации инвалидов детства " Наш Солнечный Мир";
- ГБУК города Москвы "Государственный музей – культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского" (тренинг: проект "Люди IN");
- Благотворительный фонд "Даунсайд Ап".
После посещения специального мероприятия в АНО "Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир", Вы можете записаться на занятие "Один день в центре" и получить практический опыт сопровождения и взаимодействия с детьми с различными особенностями здоровья.
По вопросам посещения и записи на практические занятия "Дети с ОВЗ" и специальные мероприятия в рамках факультатива "Инклюзивные смены" необходимо обращаться к Анастасии Ревуцкой, менеджеру Отдела программ детского, семейного отдыха и дополнительного образования Управления подготовки и программ детского и семейного отдыха, тел. +7 (925) 500-02-14, e-mail: arevutskaya@mosgortur.ru