8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

Инклюзия

С 2015 года ГАУК "МОСГОРТУР" организует и проводит в детских оздоровительных лагерях инклюзивные смены для детей:

  • с ментальными нарушениями;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА);
  • с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР).

Цель создания инклюзивных смен: вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в общую атмосферу отдыха и оздоровления, обеспечить полноценный эффективный отдых детей, развить интересы и способности детей с различными особенностями здоровья.

Что необходимо знать вожатому при общении и работе с детьми с ОВЗ

Основные правила сопровождения и взаимодействия с детьми с различными особенностями здоровья:

Дети с ментальными нарушениями.

1. Дети с расстройством аутистического спектра (далее – РАС):

  • спрашивайте самого ребенка и/или сопровождающего воспитателя, какая поддержка может понадобиться ребенку;
  • не стоит без нужды к детям прикасаться, т.к. они, зачастую, не переносят телесных контактов;
  • не стоит пытаться настойчиво заглядывать в глаза ребенку, т.к., иногда ребенок не выдерживает прямых взглядов;
  • при общении с детьми речь должна быть простой и лаконичной. Вопросы должны быть ясными и прямыми. Для начала используйте вопросы, на которые можно ответить "ДА" или "НЕТ", используйте картинки (фотографии, различные технические средства), где необходимо;
  • дайте ребенку достаточное количество времени для понимания информации, которой Вы делитесь с ним, и подождите несколько секунд для того, чтобы получить ответ, если не получили его сразу;
  • на каждом этапе общения с ребенком объясняйте, что Вы собираетесь сделать, что произойдет и почему;
  • дети могут иногда проявлять агрессию как к себе, так и по отношению к другим. Или просто начать кричать. Это всегда имеет причину – возможно, они испугались или им что-то непонятно. Постарайтесь детей успокоить и объяснить, что происходит;
  • сохраняйте постоянство и однообразие - для некоторых детей характерно сопротивление переменам;
  • многие дети очень чувствительны к свету, движению, звукам, запахам и прикосновениям. Старайтесь сохранять максимально спокойную среду, чтобы снизить их уровень тревожности.

2. Дети с синдромом Дауна:

  • в разговоре с ребенком (при объяснении) старайтесь говорить простыми и короткими предложениями;
  • не торопите ребенка, дайте необходимое время для усвоения задания или ответа на вопрос;
  • не договаривайте фразы за ребенком;
  • не задавайте вопросов, требующих развернутых ответов. Для начала используйте вопросы, на которые можно ответить "ДА" или "НЕТ", используйте картинки (фотографии, различные технические средства), где необходимо;
  • на каждом этапе общения с ребенком объясняйте, что Вы собираетесь сделать, что произойдет и почему;
  • помогайте ребенку соблюдать правила при общении. Дети с синдромом Дауна очень открыты, дружелюбны и настроены на общение. Для того, чтобы избежать недоразумений, необходимо заранее четко обозначить правила, принятые при общении в данной конкретной ситуации;
  • предлагайте альтернативу нежелательному поведению;
  • в случае истерики постарайтесь не проявлять повышенное внимание к ребенку, а также позаботьтесь о том, чтобы вокруг не собирались другие люди.

Дети с нарушением слуха.

Глухие и слабослышащие дети:

  • прежде чем начать разговор, убедитесь, что на Вас смотрят,
    либо привлеките к себе внимание ребенка. Не надо кричать! Подойдите, коснитесь плеча ребенка или помашите ему.
  • не кричите в ухо ребенку, это не поможет, а звуковой "удар"
    для человека со слуховым аппаратом – это, действительно, больно;
  • во время разговора или беседы с ребенком Ваше лицо должно быть достаточно освещено. Это необходимо для чтения с губ. Не вставайте спиной к источнику света;
  • во время разговора с ребенком Ваше лицо или рот не должны быть прикрыты руками;
  • говорите с ребенком, по возможности, медленнее, чем обычно,
    но без лишнего артикулирования слов;
  • сообщение выражайте максимально простыми предложениями
    и лаконично;
  • имейте терпение. У большинства инвалидов по слуху голос "глухой", искажена речь, нечеткие звуки. Попросите ребенка повторить,
    или написать;
  • если Вы заметили, что ребенок не "считывает" Вас по губам, напишите то, что хотели сказать;
  • правильно реагировать на то, что переводчик русского жестового языка может Вас прервать в момент разговора, чтобы уточнить информацию.

Дети с нарушением зрения.

Незрячие и слабовидящие дети:

  • по технике безопасности и правилам приличия незрячий человек держится за локоть или плечо сопровождающего с правой стороны;
  • нельзя касаться трости ребенка;
  • всегда обращайтесь непосредственно к ребенку, а не к сопровождающему;
  • при обращении к ребенку называйте себя и представляйте других собеседников. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом;
  • когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте называть по имени того, к кому Вы обращаетесь;
  • описывайте коротко ребенку помещения, где Вы находитесь;
  • старайтесь переводить в слова жесты, которые ребенок заведомо не увидит;
  • если Вы собираетесь читать незрячему ребенку, сначала предупредите об этом;
  • если Вы заметили, что ребенок сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и, при необходимости, если ребенок попросит Вас, помогите найти нужный путь;
  • при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего ребенка перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений;
  • при перемещении в узких проходах, при обходе препятствий сопровождающий отводит свою руку назад, а ребенок вытягивает свою руку вперед (в вытянутом состоянии) и встает за спиной сопровождающего;
  • если Вы отлучаетесь, предупредите об этом ребенка, не заставляйте его говорить в пустоту. Если Вы передаёте слово ребенку, назовите его по имени.

Дети с нарушением ОДА.

Дети на инвалидных колясках:

  • не надо трогать инвалидную коляску без разрешения ребенка;
  • не надо держаться за инвалидную коляску ребенка;
  • по мере необходимости, предлагайте свою помощь при передвижении ребенка. Если ребенок отказался от Вашей помощи, то не надо повторять и настаивать;
  • при общении с ребенком присядьте рядом, чтобы Ваши глаза были на одном уровне;
  • соблюдайте дистанцию, которая позволит ребенку чувствовать себя комфортно;
  • если ребенок упал с инвалидной коляски, прежде чем помочь, спросите у него/или у сопровождающего воспитателя, как правильно это сделать;
  • не поднимайте в одиночку ребенка на инвалидной коляске.

Дети с ТМНР.

  • спросите сопровождающего воспитателя, какая поддержка может понадобиться ребенку;
  • вспомните о правилах общения с детьми с различными особенностями здоровья;
  • прежде, чем что-то сказать ребенку, привлеките внимание ребенка;
  • убедитесь, что ребенок видит Ваши глаза и лицо в целом;
  • важно не забывать обращаться к ребенку по имени;
  • постарайтесь говорить мало и не быстро;
  • после своих реплик оставляйте паузы для ответа. Ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной) и в разной форме (например, взглядом, улыбкой, вокализацией и т.д.);
  • если ребенок ответил Вам "нет", не делайте с ним того, от чего он отказался. Если обязательно нужно сделать что-то неприятное (например, принять лекарство), предупредите ребенка о необходимости той или иной процедуры, а потом похвалите за мужество.

Для работы на инклюзивных сменах в ДОЛ вожатые ГАУК "МОСГОРТУР" проходят факультативную подготовку по программе "Подготовка и практика вожатых по работе с детьми с ОВЗ". В рамках этой подготовки вожатые приобретают теоретические знания, формируют практические навыки взаимодействия и общения с детьми с ОВЗ. Такая подготовка дает возможность вожатым познакомиться с особенностями организации индивидуальной и коллективной работы с детьми с ОВЗ разных возрастов.

Подготовка включает в себя два блока: практические занятия "Дети с ОВЗ" и факультатив "Инклюзивные смены".

Практические занятия "Дети с ОВЗ"

Практические занятия "Дети с ОВЗ" ориентированы на подготовку слушателей Центральной школы московских вожатых (ЦШМВ) к работе с детьми с ОВЗ в ДОЛ.

Практические занятия "Дети с ОВЗ" проходят в реабилитационных центрах, в музеях города Москвы на инклюзивных экскурсиях и в компаниях, в которых проходят профориентационные экскурсии для детей с ОВЗ.

Факультатив "Инклюзивные смены"

Факультатив "Инклюзивные смены" предполагает проведение специальных мероприятий по подготовке слушателей ЦШМВ, вожатых, старших вожатых, руководителей смен, педагогов-организаторов, сотрудников ГАУК "МОСГОРТУР", которые занимаются подготовкой отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в ДОЛ.

ГАУК "МОСГОРТУР" сотрудничает с организациями-партнерами, в которых проходят специальные мероприятия:

  • АНО "Центр реабилитации инвалидов детства " Наш Солнечный Мир";
  • ГБУК города Москвы "Государственный музей – культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского" (тренинг: проект "Люди IN");
  • Благотворительный фонд "Даунсайд Ап".

После посещения специального мероприятия в АНО "Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир", Вы можете записаться на занятие "Один день в центре" и получить практический опыт сопровождения и взаимодействия с детьми с различными особенностями здоровья.

По вопросам посещения и записи на практические занятия "Дети с ОВЗ" и специальные мероприятия в рамках факультатива "Инклюзивные смены" необходимо обращаться к Анастасии Ревуцкой, менеджеру Отдела программ детского, семейного отдыха и дополнительного образования Управления подготовки и программ детского и семейного отдыха, тел. +7 (925) 500-02-14, e-mail: arevutskaya@mosgortur.ru