Горячая линия: 8 800 301 17 70
Горячая линия: 8 800 301 17 70

МОСГОРТУР: новый закон о перевозках детей автобусами позволяет обеспечить наивысший уровень безопасности, однако реализовать его будет очень сложно

С 1 января 2018 года в России вступит в силу запрет на использование автобусов, возраст которых превышает 10 лет, для перевозки организованных групп детей. Он должен был быть введен еще в 2013 году. 

Заместитель генерального директора МОСГОРТУРа Дмитрий Сорокин рассказал, как сегодня обстоят дела на рынке детских автобусных перевозок, какую роль играет «возрастной ценз» для подрядчиков и почему МОСГОРТУР предпочитает аэроэкспрессы автобусам.

О масштабах и основных проблемах

«В этом году МОСГОРТУР организовал более 12 000 экскурсий. При том, что летняя кампания еще не закончилась. А каждая экскурсия – это автобус. Да и при любой отправке к местам отдыха также хотя бы минимально задействованы автобусы. Так что можно сказать, что каждый ребенок или взрослый, который ездил отдыхать с нами, хотя бы один-два раза был перевезен на автобусе. То есть заказов на автобусы очень много. Однако все больше перевозчиков постепенно отказываются от работы с детьми. Для них это абсолютно невыгодно по целому ряду причин. После вступления «возрастного» ограничения в силу оставшиеся компании либо также уйдут с рынка, либо поднимут цены в несколько раз. Это очень большая и серьезная проблема.

Все дело в том, что бизнесу в принципе не интересны детские перевозки, они на них не зарабатывают. Это очень дорого, сложно и неликвидно. На данный момент процесс организации перевозки детей так усложнен и коррумпирован, что работать со взрослыми получается в несколько раз выгоднее. И «возрастной» запрет в данном контексте просто даст новый повод компаниям уйти с рынка. А мы в результате просто не сможем возить детей на отдых и на экскурсии.

О коррупции

«Автобусные перевозки детей – это невероятно сложный процесс. Он очень забюрократизирован: автобусы должны досмотреть, допустить к рейсу и сопроводить. Зачастую на этих этапах перевозчик сталкивается с коррупцией, потому что формальных поводов не допустить автобус масса. Например, всю машину могут забраковать из-за того, что, по мнению инспектора, на одном кресле недостаточное напряжение ремня безопасности. И автобус снимается с рейса даже при том, что на этом месте вообще никто сидеть не будет. Перевозчику приходится дополнительно платить, чтобы этого не случилось. В результате цена на детскую перевозку в среднем в два раза выше, чем на любую другую! Во многом это происходит потому, что подрядчик сразу закладывает в стоимость такие дополнительные расходы».

О формировании цен

«В стоимость автобусной перевозки детей на экскурсию закладывается минимальное количество часов. Два часа на то, чтобы подать машину в начале и собрать ребят в конце, и еще четыре часа на поездку и ожидание. Один час стоит полторы тысячи рублей. То есть самый минимум – это девять тысяч за один автобус. Но это еще считается очень дешево.

Также в плане детских перевозок актуален вопрос чистки и ремонта салона автобуса. Если полный автобус детей проводит в пути хотя бы несколько часов, то уже появляются рисунки на спинках кресел, дырки в обивке и прочее. То есть после одной такой поездки автобусу может понадобиться чистка, и он уже не сможет поехать на следующий заказ. Из-за этого компания несет дополнительные затраты и убытки. Это опять же делает детскую перевозку очень невыгодной».  

О законе

«Идея закона верна на все 100 процентов, потому что позволяет обеспечить наивысший уровень безопасности перевозки. Однако с точки зрения реализации появляется очень много вопросов. Надо объективно признать, что даже в Москве автобусов моложе 10 лет не очень много. Если мы посмотрим на регионы, то там таких машин практически нет. И вот это уже проблема. Получается, если закон вступит в силу, то детей просто не на чем будет возить. Не будет автобусов для этого».

Как реализовать закон

«Один из вариантов – создание государственной компании, которая будет курировать в каждом регионе организацию детских перевозок. Все заявки и оплаты будут проходить через нее, включая взаимодействие с транспортными службами. В таком случае и коррупционный вопрос решится сам собой, потому что инспектор будет иметь дело уже не с частной компанией, а с государством. Также можно рассмотреть вариант с созданием специальных условий для компаний на покупку новых автобусов. Потому что сейчас бизнес однозначно не будет закупать новые автобусы именно под перевозку детей. Они попросту не окупятся.

То есть что-то должно кардинально измениться, чтобы в первую очередь проснулся интерес у бизнеса. Иначе мы попадем в железные тиски, из которых не будет выхода. На данный момент не создано еще ни одного инструмента, который позволял бы в каждом регионе России осуществлять детские перевозки без нарушений по новому закону. Поэтому его и переносят каждый раз. Можно спрогнозировать, что и 1 января 2018 года вступление запрета в силу будет также перенесено еще на полгода. И так до тех пор, пока не будут созданы возможности для его реализации».

О работе МОСГОРТУРа

Хоть запрет на использование автобусов старше 10 лет и откладывается на протяжении четырех лет, МОСГОРТУР все это время по нему работает. Все наши автобусы полностью соответствуют постановлению N1177. Ведь у нас по всем детским перевозкам, как по трансферам, так и по экскурсиям, ко всем партнерам главное требование – это обеспечение безопасности на самом высоком уровне. Так что у нас все автобусы моложе 10 лет.

Однако сейчас мы по возможности постепенно уходим от автобусных перевозок. Если в прошлом году мы при отправке детей в лагеря использовали для трансфера в аэропорт автобусы, то в текущей кампании мы перешли на аэроэкспрессы.

Ведь работа с автобусами это не только дискомфорт для детей, но и это неудобство для заказчика: нет гарантий, что приедут нормальные автобусы, и нет понимания, какой из этих автобусов будет допущен в итоге к перевозке. Как рулетка. Также автобусы чаще ломаются, детей в них укачивает, а неполадки в кондиционерах зачастую приводят к простудам.

Так что в этом году МОСГОРТУР провел эксперимент по организации отправок с помощью аэроэкспрессов. Помимо существенной разницы в комфорте, здесь появляется четкое понимание по времени в пути и возможности организации отправки на вокзале. В результате процесс отправки становится более четким и структурированным: у нас имеется большое огороженное крытое помещение с туалетами, а по периметру дежурят сотрудники полиции. Также для нас организуется сопровождение при посадке в специальные вагоны, где едут только наши дети и которые имеют дополнительную охрану. Ну и, конечно, в аэроэкспрессах детей не укачивает и там есть туалеты. Согласитесь, в случае с автобусами о таких условиях говорить не приходится. Так что это пока наиболее оптимальный и удобный способ перевозки детей.

Также в случае с аэроэкспрессами мы платим за фактическое количество детей, отправляющихся на отдых. С автобусами такого нет, ведь заранее никогда нельзя сказать точно, сколько детей прибудет на отправку и сколько после всех процедур будут допущены к отдыху. То есть, если у нас в планах заявка на 400 человек, то мы должны заказать 8-9 автобусов. А потом получается, что кто-то не приехал, а кого-то по определенным причинам не допустили, и мы платим за пустые автобусы. По статистике у нас в среднем 2-3 автобуса уезжают обратно на базу. Но мы все равно их оплачиваем. В случае с аэроэкспрессами мы платим поголовно за каждого ребенка, который точно отправляется на отдых. Получается, что визуально один билет на аэроэкспресс как бы стоит дороже, но, если посмотреть глобально, то такая отправка позволяет сэкономить.

Кстати, использование аэроэкспрессов – это абсолютно уникальное решение: никто на рынке такого не предлагает. Это сугубо авторский проект МОСГОРТУРа и весьма нестандартный, так что рынок принимал его непросто.

От родителей мы по этой инициативе получаем только позитивные отзывы. Особенно от тех, кто отдыхает с нами не первый год. Им есть с чем сравнивать – и они, конечно, выбирают аэроэкспрессы. Однако очевидно, что такие возможности сейчас есть только в Москве. В регионах от автобусов никуда не деться.

О планах на будущее

Будет ли МОСГОРТУР продолжать заменять автобусы аэроэкспрессами в ходе следующей летней кампании? Об этом пока рано говорить. Это будет ясно, когда мы определимся с направлениями и регионами, с которыми мы будем работать в будущем году. Тогда и будем выстраивать логистику. Но, отвечая на вопрос, какой транспорт для нас является предпочтительным, автобус или аэроэкспресс, то наш выбор однозначно в пользу второго. Это очень интересный эксперимент, который удался на все 100 процентов».

Для справки:

МОСГОРТУР — крупнейший в России организатор детского отдыха полного цикла с опытом работы более 10 лет.

В 2017 году с МОСГОРТУРом по бесплатным путевкам, оплаченным из бюджета Москвы, отдохнут более 42 000 московских детей и родителей. Отдых организован для детей 13-ти льготных категорий, среди которых дети из малообеспеченных семей, дети с инвалидностью и ОВЗ, дети-сироты и другие.

МОСГОРТУР самостоятельно разрабатывает программы полезного отдыха и методического наполнения программ, в которых акцент сделан на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, и самостоятельно готовит вожатых для работы в детских лагерях.

Кроме того, МОСГОРТУР является крупнейшим работодателем для вожатых в России.

С 2014 года на базе Центральной школы московских вожатых МОСГОРТУР подготовил и трудоустроил более 4 000 вожатых.

Контакты для СМИ:                          

Анна Ольховая, aolhovaya@mosgortur.ru

Наталья Ларина, nlarina@mosgortur.ru